ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ

 

 

Итальянский гуманист, писатель и историк. В основе его мировоззрения - вера в безграничные творческие возможности человека и его извечное стремление к добру. В морально-философских и педагогических трактатах отстаивал идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм. Диалектика как инструмент построения пантеистической картины мира. Совпадение бога с миром. Бог - это потенциальный мир, а мир - это актуально представленный бог. Пантеизм. Безграничность мира. В центре мира стоит человек, но это метафизический (умозрительный) центр. Человек существо "конечно-бесконечное". Он конечен как телесное земное существо, но бесконечен как существо духовное. Христос как воплощенное всеобщее (т.е. особенное). Подход к категории особенного как единичного, выражающего собой всеобщее. Важным моментом в учении Кузанского о мышлении является его диалектика, т.е. учение о том, как мышление разрешает противоречия. Доказал подложность "Константинова дара". Гуманистический эпикуреизм. «О наслаждении». Антиклерикал. Резко выступал против средневековой схоластической логики и диалектики. "Диалектические опровержения". Острая критика монашества. Стремился к обновлению классической латыни. Возрождение планонизма. Перевод Платона, Плотина и других неоплатоников и их полномасштабное открытие Европе. Глава перипатетической школы Возрождения. Его творчество - рождение нового философского содержания в устаревшей форме. Трактаты "О бессмертии души", "О причинах естественных явлений", "О фатуме, свободе воли и предопределении". Отрицание личного спасения и личного бессмертия. Исследование проблемы индивидуального ума и души. Человеческий ум - страдательный. Деятельный ум - это ум высших сущностей. Человеческая душа смертна. Познание человеком всеобщего в единичном возможно лишь при условии, если с миром общаются всесторонним образом, а не одной частью тела или одним органом. Универсальность мышления объясняется универсальностью действий человека во всей полноте его телесной организации. И только человек пользуется всем своим телом в качестве органа мышления. "Речь о достоинстве человека". Свобода воли - главное отличие человека от других живых существ. Человек должен сам полагать законы своей жизни. Человек - субъект самосозидания. Его природа универсальна. Бессмысленность объяснения природных процессов и человеческой жизни общими и отдаленными причинами. От исследования движения небесных светил нужно обратиться к собственной природе вещей и человека. Необходимо исследование ближайших причин, чем должна заниматься "натуральная магия". Против астрологии. Отход от христианской астрологии. Церковные гонения, безвременная смерть в 31 год. Возможно, был отравлен. Итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Критика средневековой созерцательности. Социальность человека. Отделение политики от морали. Роль человеческих интересов в истории. Virtu – доблесть. Величие деятельности определяется также и тем, насколько она проникает в потребности своего времени. Действия должны отвечать особенностям времени. Основоположник утопического социализма. Социальный критицизм, антииндивидуализм. "Кроткие овцы стали пожирать людей" (О преследовании согнанных с земли крестьян). "Утопия". Гуманистический идеал справедливого, бесклассового общества. Высокая оценка физического труда, важная для начала эпохи первоначального накопления капитала. Французский гуманист, философ, логик. Убит на третий день после Варфоломеевской ночи. Против схоластического аристотелизма. Приоритет разума перед авторитетом. Необходимость в новой логике, призванной изучать "естественный процесс мышления". Логические взгляды оказали воздействие на Г. Лейбница и логику Пор-Рояля. "Опыты" (Эссе). Скептик. Его девиз "А что я знаю?" Монтень понял, что познавательная деятельность человека движется между знанием и незнанием. Гуманистический скептицизм направлен против церковной ортодоксии и схоластики, суеверий и фанатизма, жестокости и цинизма правителей, феодальной анархии и произвола. Реабилитация материи, ближайшая причина всякой вещи, мировая душа. "Мы обнаруживаем двойную субстанцию – одну духовную, другую телесную, но в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню". Множественность обитаемых миров. Развитие учения Н. Кузанского о противоположностях. Принципиальное бессмертие человека как частицы мировой целостности. Логика и методология науки. Экспериментализм. Принципиальное отличие Бэкона от мыслителей Возрождения в том, что он полностью отверг средневековую схоластику с е основным методом - аристотелевской силлогистикой. "Философия, доказанная ощущениями". Защита натурфилософии. Против схоластического аристотелизма. Необходимость опытного познания. "Город Солнца". Социальная философия Итальянский философ-пантеист. Сожжён на костре. Отрицал бессмертие души, творение мира из ничего, божественность Иисуса; психическую жизнь человека ставил в зависимость от климата, питания, наследственности и влияния звёзд. Рассудочный рационализм. Единственный источник наших знаний - ощущения. Если у Бэкона знания извлекаются из чувств в ходе экспериментальной деятельности, то у Гоббса в основе науки лежат действия со словами. Доведение номинализма до логического конца. Отрицание идеального как такового. В центре внимания знак и замещаемая им вещь. Деизм, т.е. признания бога перводвигателем. По словам Маркса, в учении Гоббса "чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра". Физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению, геометрия - главная наука. Материализм доводится до состояния, враждебного человеку, до аскетизма. Отождествление эгоизма со свободой. понимание свободы как произвола, а необходимости как препятствия на пути так понимаемой свободы. Объяснение происхождения государства из естественных потребностей и действий человека (общественный договор). "Левиафан". Время крупных землевладельцев сделало Гоббса идеологом монархии. Либертен. Сенсуализм, атомизм (ввел понятие молекулы), эвдемонизм. Философ-материалист, работал также в области математики, астрономии, механики, истории науки. Возражал метафизики Р. Декарта с позиций материалистического сенсуализма. Всё существующее состоит из атомов и пустоты и находится в пространстве, как бесконечной возможности наполнения, и времени; время и пространство никем не сотворены и не могут быть уничтожены, в отличие от атомов, которые созданы богом, но обладают самостоятельным внутренним стремлением к движению; число атомов ограничено, хотя и огромно. Душа состоит из особых атомов, рассредоточенных по всему телу. Основой познания служат показания органов чувств (ощущения).
Бруни
1374–1444
Н.Кузанец
1401–1464
Л. Валла
1407–1457
Фичино
1433–1499
Помпонацци
1462–1525
Пико
1463–1494
Макиавелли
1469–1527
Т. Мор
1478–1535
П. Рамус
1515–1572
Монтень
1533–1592
Дж. Бруно
1548–1600
Ф. Бэкон
1561–1626
Кампанелла
1568–1639
Ванини
1585–1619
Т. Гоббс
1588–1679
Гассенди
1592–1655
 

 

1400   

1453 Падение Константинополя и конец Византии

1500    

    1547 Первый русский царь Иван IV Васильевич Грозный
   

Назад

   

 
Hosted by uCoz