 |
Пико делла Мирандола (Pico della Mirandola) Джованни (24.02.1463,
Мирандола, близ Модены, - 17.11.1494, около Флоренции), итальянский
мыслитель эпохи Возрождения. Учился в университетах Болоньи, Феррары,
Падуи, где освоил схоластическую традицию аристотелизма и аверроизма,
вместе с тем воспринял культуру филологического гуманизма. Изучил
древнееврейский и арабский языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и
Коран, увлекался каббалой и "натуральной магией". В 1486 обнародовал
"900 тезисов", взятых из всех известных ему философских и религиозных
учений, отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их
в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась "Речь о
достоинстве человека" - одно из самых знаменитых свидетельств
ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после
возражений Пико в "Апологии" (1487) и "Тезисы" в целом; Пико подвергался
аресту. С 1488 поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и
флорентийских неоплатоников во главе с Марсилио Фичино (Академия
платоновская); написал комментарий к "Канцоне о любви" Дж. Бенивьени,
трактаты "Гептаплус" (1490), "О Бытии и Едином" (1496). В последние годы
жизни испытал воздействие Савонаролы, в нём углубились
религиозно-мистические настроения.
Пико не завершил большинства замыслов и не привёл в систему крайне
разнородные философские мотивы, его вдохновлявшие. Он стремился к
всеобщему "примирению философов", исходя из того, что все религии и
философские школы являются частным выявлением единой истины и могут быть
примирены в универсально понятом христианстве. Другая центральная идея
Пико - особое положение ("достоинство") человека в мироздании в силу
того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до
наивысшего; в сочетании со свободой выбора это даёт человеку космическую
незакреплённость, творческую способность самоопределения, уподобляющую
его богу.
Пантеистические тенденции Пико сближают его с Фичино и Николаем
Кузанским. В сочинении "Против предсказующей астрологии" (1495) Пико
отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеческой воли;
трактат этот оказал значительное влияние на последующую натурфилософию. |