|
Кампанелла Campanella) Томмазо (05.09.1568, Стило, Италия, — 21.05.1639, Париж),
итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель
коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582 монах-доминиканец.
Выступал против схоластического аристотелизма. Неоднократно подвергался
церковному суду по обвинению в ереси. В 1598—99 возглавил в Калабрии
заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорён к
пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в
неаполитанских тюрьмах создал десятки сочинений по философии, политике,
астрономии, медицине, частично опубликованных в Германии и
распространявшихся в списках. В 1626 благодаря покровительству папы
Урбана VIII, заинтересовавшегося астрологическими познаниями Кампанелла,
был передан в распоряжение римской инквизиции, в мае 1629 освобожден и
оправдан. В 1634 Кампанелла бежал во Францию, где ему, при
покровительстве кардинала Ришелье, удалось опубликовать часть своих
сочинений.
В философии Кампанелла отстаивал необходимость опытного познания и
развивал учение о «двойном» откровении (Природы и Писания). Выступив в
защиту Галилея, Кампанелла не принял учения о бесконечности Вселенной,
допуская, однако, существование множества миров.
Коммунистическая утопия Кампанеллы представляет собой программу
всеобщего социального преобразования на основе общности имущества
(«Город Солнца», произведение, построенное в форме рассказа
мореплавателя, 1602, опубликовано 1623) в рамках всемирной
теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной
коммунистической общине у Кампанеллы упразднены собственность и семья,
дети воспитываются государством; труд является почётным и равно
обязательным для всех, рабочий день сокращён до 4 часов благодаря
высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное
внимание уделяется развитию науки («магическому знанию»), просвещению и
трудовому воспитанию. Руководство коммунистической общиной находится в
руках учёно-жреческой касты. Осуществление своей программы Кампанелла,
после провала Калабрийского заговора, возлагал на европейских государей
(испанского, затем французского короля) и римского папу, стремясь
достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в
соответствии с его идеалами католицизма.
Поэзия Кампанеллы (канцоны, мадригалы, сонеты) с большой
выразительностью утверждает веру в человеческий разум, раскрывает
противоречия между несчастной судьбой личности и совершенством
Вселенной, а также трагедию человека, зажёгшего светоч знания во
«мраке». |