ТОМАС ГОББС

 

Томас Гоббс

Гоббс (Hobbes) Томас (05.04.1588, Малмсбери, — 04.12.1679, Хардуик), английский философ-материалист.
Рассудочный рационализм. Единственный источник наших знаний - ощущения. Если у Бэкона знания извлекаются из чувств в ходе экспериментальной деятельности, то у Гоббса в основе науки лежат действия со словами. Доведение номинализма до логического конца. Отрицание идеального как такового. В центре внимания знак и замещаемая им вещь. Деизм, т.е. признания бога перводвигателем. По словам Маркса, в учении Гоббса "чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра". Физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению, геометрия - главная наука. Материализм доводится до состояния, враждебного человеку, до аскетизма. Отождествление эгоизма со свободой. понимание свободы как произвола, а необходимости как препятствия на пути так понимаемой свободы. Объяснение происхождения государства из естественных потребностей и действий человека (общественный договор). "Левиафан". Время крупных землевладельцев сделало Гоббса идеологом монархии.

"Гоббс является систематиком бэконовского материализма. Чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра. Физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению; геометрия провозглашается главной наукой. Материализм становится враждебным человеку. Чтобы преодолеть враждебный человеку бесплотный дух в его собственной области, материализму приходится самому умертвить свою плоть и сделаться аскетом. Он выступает как рассудочное существо, но зато с беспощадной последовательностью развивает все выводы рассудка.
Если наши чувства являются источником всех наших знаний,— рассуждает Гоббс, отправляясь от Бэкона, — то идея, мысль, представление и т. д. — все это не что иное, как фантомы телесного мира, освобожденного в большей или меньшей степени от своей чувственной формы. Наука может только дать названия этим фантомам. Одно и то же название может быть применено ко многим фантомам. Могут даже существовать названия названий. Но было бы противоречием, с одной стороны, видеть в чувственном мире источник всех идей, с другой же стороны — утверждать, что слово есть нечто большее, чем только слово, что, кроме представляемых нами всегда единичных сущностей, имеются еще какие-то всеобщие сущности. Бестелесная субстанция — это такое же противоречие, как бестелесное тело. Тело, бытие, субстанция — все это одна и та же реальная идея. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя является субъектом всех изменений. Слово бесконечный — бессмысленно, если оно не означает способности нашего духа без конца прибавлять к какой-нибудь данной величине. Так как только материальное воспринимаемо, познаваемо, то ничего не известно о существовании бога. Только мое собственное существование достоверно. Всякая человеческая страсть есть кончающееся или начинающееся механическое движение. Объекты стремлений — вот то, что мы называем благом. Человек подчинен тем же законам, что и природа. Могущество и свобода — тождественны.
Гоббс систематизировал Бэкона, но не дал более детального обоснования его основному принципу — происхождению знаний и идей из мира чувств."

(К. Маркс, Ф. Энгельс. "Святое семейство". С. т.2, 2-е изд. стр. 143)

 
   
Назад

Hosted by uCoz