|
Гоббс (Hobbes)
Томас (05.04.1588, Малмсбери, — 04.12.1679, Хардуик), английский
философ-материалист.
Рассудочный рационализм. Единственный источник наших знаний - ощущения.
Если у Бэкона знания извлекаются из чувств в ходе экспериментальной
деятельности, то у Гоббса в основе науки лежат действия со словами.
Доведение номинализма до логического конца. Отрицание идеального как
такового. В центре внимания знак и замещаемая им вещь. Деизм, т.е.
признания бога перводвигателем. По словам Маркса, в учении Гоббса
"чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную
чувственность геометра". Физическое движение приносится в жертву
механическому или математическому движению, геометрия - главная наука.
Материализм доводится до состояния, враждебного человеку, до аскетизма.
Отождествление эгоизма со свободой. понимание свободы как произвола, а
необходимости как препятствия на пути так понимаемой свободы. Объяснение
происхождения государства из естественных потребностей и действий
человека (общественный договор). "Левиафан". Время крупных
землевладельцев сделало Гоббса идеологом монархии.
"Гоббс является систематиком бэконовского материализма. Чувственность
теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность
геометра. Физическое движение приносится в жертву механическому или
математическому движению; геометрия провозглашается главной наукой.
Материализм становится враждебным человеку. Чтобы преодолеть враждебный
человеку бесплотный дух в его собственной области, материализму
приходится самому умертвить свою плоть и сделаться аскетом. Он выступает
как рассудочное существо, но зато с беспощадной последовательностью
развивает все выводы рассудка.
Если наши чувства являются источником всех наших знаний,— рассуждает
Гоббс, отправляясь от Бэкона, — то идея, мысль, представление и т. д. —
все это не что иное, как фантомы телесного мира, освобожденного в
большей или меньшей степени от своей чувственной формы. Наука может
только дать названия этим фантомам. Одно и то же название может быть
применено ко многим фантомам. Могут даже существовать названия названий.
Но было бы противоречием, с одной стороны, видеть в чувственном мире
источник всех идей, с другой же стороны — утверждать, что слово есть
нечто большее, чем только слово, что, кроме представляемых нами всегда
единичных сущностей, имеются еще какие-то всеобщие сущности. Бестелесная
субстанция — это такое же противоречие, как бестелесное тело. Тело,
бытие, субстанция — все это одна и та же реальная идея. Нельзя отделить
мышление от материи, которая мыслит. Материя является субъектом всех
изменений. Слово бесконечный — бессмысленно, если оно не означает
способности нашего духа без конца прибавлять к какой-нибудь данной
величине. Так как только материальное воспринимаемо, познаваемо, то
ничего не известно о существовании бога. Только мое собственное
существование достоверно. Всякая человеческая страсть есть кончающееся
или начинающееся механическое движение. Объекты стремлений — вот то, что
мы называем благом. Человек подчинен тем же законам, что и природа.
Могущество и свобода — тождественны.
Гоббс систематизировал Бэкона, но не дал более детального обоснования
его основному принципу — происхождению знаний и идей из мира чувств."
(К. Маркс, Ф. Энгельс. "Святое семейство". С. т.2, 2-е изд. стр. 143) |