 |
Бэкон (Bacon) Фрэнсис (22.01.1561, Лондон, — 09.04.1626, там же)Логика и методология науки.
Экспериментализм. Принципиальное отличие Бэкона от мыслителей
Возрождения в том, что он полностью отверг средневековую схоластику с е
основным методом - аристотелевской силлогистикой.
По Бэкону, логика должна исходить "не только из природы ума, но и из
природы вещей". Логика - это не просто доказательство известного, но
способ открытия нового. Против телеологии. Против обобщений, не
подтвержденных фактами. Человеческий ум склонен усматривать в природе
больше порядка и гармонии, чем она того заслуживает. Проблема языка как
средства выражения объективного содержания и связанная с ней проблема
взаимопонимания. Сомнение в авторитетах прошлого. Научное объяснение
всегда есть причинное объяснение. Упор на формальную причину, на формулы
и математику. Индукция как отыскание формы являения в ее соединении с
экспериментом и наблюдением. Индукция, по Бэкону, форма не только
чувств, но и рационального познания. Преддверие гипотетико-дедуктивного
метода современной науки. "Ни голая рука, ни предоставленный самому себе
разум не имеют большой силы... И как орудия руки дают или направляют
движение, так и умственные орудия дают разуму указания или
предостерегают его".
Умер от простуды, которую подхватил, набивая курицу снегом, чтобы
экспериментально доказать, что охлажденное мясо лучше сохраняется.
"Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной
экспериментирующей науки — это Бэкон. Естествознание является в его
глазах истинной наукой, а физика, опирающаяся на чувственный опыт, —
важнейшей частью естествознания. Анаксагор с его гомеомериями и Демокрит
с его атомами часто приводятся им как авторитеты. Согласно его учению,
чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Наука есть
опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным
данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть
главные условия рационального метода. Первым и самым важным из
прирождённых свойств материи является движение, — не только как
механическое и математическое движение, но ещё больше как стремление,
жизненный дух, напряжение, или, употребляя выражение Якоба Беме, мука
[Qual] материи. Первичные формы материи суть живые, индивидуализирующие,
внутренне присущие ей, создающие специфические различия сущностные силы.
У Бэкона, как первого своего творца, материализм таит ещё в себе в
наивной форме зародыши всестороннего развития.
Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку.
Само же учение, изложенное в форме афоризмов, ещё кишит, напротив,
теологическими непоследовательностями."
(К. Маркс, Ф. Энгельс. "Святое семейство". С. т.2, 2-е изд. стр.
142-143) |