 |
Мор (More) Томас (07.02.1478, Лондон, - 06.07.1535, там же), английский
гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник
утопического социализма. В конце 90-х гг. познакомился с Эразмом
Роттердамским, ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме Мора
Эразм написал и ему посвятил "Похвалу глупости"). В 1504 Мор был
выдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против
налогового произвола Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением
на престол Генриха VIII (1509) Мор возвратился к политической
деятельности; в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в
Королевский совет, в 1525-1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в
1529-32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно,
считая её угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и
соответственно сторонником верховной власти папы, Мор отказался дать
присягу королю как "верховному главе" английской церкви, после чего был
заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. В
1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935
канонизирован. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и
медитации на религиозные темы, а также на формирование стиля Джонатана
Свифта. Мор перевёл с латинский на английский язык биографию Дж. Пико
делла Мирандолы (1510), личность которого и трагическую судьбу считал
поучительными для реформаторов церкви.
Наибольшую известность принёс Мору его диалог "Утопия", содержащий
описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий,
буквально - "Нигдения", место, которого нет; это придуманное Мором слово
стало впоследствии нарицательным). Здесь Мор впервые в истории
человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже
личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в
раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в
Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по
потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы
выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах
выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического
быта, она организована не столько на родственных, сколько на
производственных началах. Мор не мыслил себе революционного пути
осуществления этого идеала - он был противником народных движений, видя
в них лишь разрушительное начало и анархию. Написанная по-латыни в
расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, "Утопия" в
середине 16 в. была переведена на другие европейские языки. Она оказала
большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности
Морелли, Г. Бабёфа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и других
представителей утопического социализма. |