НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ |
|
|
Макиавелли, Макьявелли (Machiavelli) Никколо (03.05.1469, Флоренция, -
22.06.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель,
историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был
секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные
дипломатические поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи,
был отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией.
Наиболее значительные сочинения: "Рассуждения по поводу первой декады
Тита Ливия", "Государь"; "Князь", "История Флоренции". Макиавелли
страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются главным
образом политической раздробленностью, создал теорию государства,
способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным
вкладом Макиавелли в историю политических идей Возрождения был его
подход к проблеме государства со светских (а не с теологических)
позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь
на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте реальных
фактов, реальной обстановки. Карл Маркс относил М. к числу тех
политических мыслителей, которые "... стали рассматривать государство
человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и
опыта, а не из теологии". Макиавелли разделял веру большинства
гуманистов в могучие творческие возможности человека. Согласно концепции
Макиавелли, сильная личность способна противостоять "фортуне", случайным
стечениям обстоятельств (роль которых в истории велика), противопоставив
им свою энергию и проницательность (в идее борьбы личной "доблести" -
virtu и "фортуны" особенно ярко проявились черты, характерные для
взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение обстоятельств и
умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны обеспечить
успех правителям. Лучшей формой государства Макиавелли считал
республику, однако был убеждён, что итальянская действительность
(непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся
нападениям иноземцев) требует установления единовластия; только при
сильном государе возможно создать независимое итальянское государство,
свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения государства
допустимы любые средства - насилие, убийство, обман, предательство
(впоследствии появился термин "макиавеллизм", обозначающий политику,
пренебрегающую законами морали). Макиавелли резко осуждал политику
феодальной знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам,
препятствовавшую складыванию единого итальянского государства; вместе с
тем он опасался и "черни" (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его
симпатии - на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного
населения итальянских городов ("народа" - popolo). Как историк
Макиавелли сделал важный шаг в развитии историографии. Он искал
исторические закономерности, глубокую причинную связь событий.
Макиавелли, убеждённый в неизменности человеческой природы, рассматривал
историю как столкновение "вечных" страстей и интересов, индивидов и
сословий. Важнейшей движущей силой истории Макиавелли считал
политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба
социальная, классовая. |
|