НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

 

Никколо Макиавелли

Макиавелли, Макьявелли (Machiavelli) Никколо (03.05.1469, Флоренция, - 22.06.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией. Наиболее значительные сочинения: "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия", "Государь"; "Князь", "История Флоренции". Макиавелли страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются главным образом политической раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом Макиавелли в историю политических идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте реальных фактов, реальной обстановки. Карл Маркс относил М. к числу тех политических мыслителей, которые "... стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии". Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие возможности человека. Согласно концепции Макиавелли, сильная личность способна противостоять "фортуне", случайным стечениям обстоятельств (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в идее борьбы личной "доблести" - virtu и "фортуны" особенно ярко проявились черты, характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны обеспечить успех правителям. Лучшей формой государства Макиавелли считал республику, однако был убеждён, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требует установления единовластия; только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения государства допустимы любые средства - насилие, убийство, обман, предательство (впоследствии появился термин "макиавеллизм", обозначающий политику, пренебрегающую законами морали). Макиавелли резко осуждал политику феодальной знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам, препятствовавшую складыванию единого итальянского государства; вместе с тем он опасался и "черни" (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии - на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итальянских городов ("народа" - popolo). Как историк Макиавелли сделал важный шаг в развитии историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. Макиавелли, убеждённый в неизменности человеческой природы, рассматривал историю как столкновение "вечных" страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории Макиавелли считал политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба социальная, классовая.
Католическая церковь в 1559 внесла сочинения Макиавелли в "Индекс запрещенных книг".

 
   
Назад

Hosted by uCoz