КОНЕЦ АНТИЧНОСТИ, СРЕДНИЕ ВЕКА

 

 

Уроженец города Константинополь. Завершает развитие античной философии в лице античного неоплатонизма. Систематическое изложение всех основных вопросов неоплатонизма. История философии. Развитие по триадам. 1. Пребывание в себе, 2. Выступление из себя – эманация за свои пределы, 3. Возвращение из инобытия обратно в себя. Возвышение от дробности в неделимое единство, расчлененное единство, «эйдос» или единораздельную сущность. В отличие от триады Гегеля, развитие понимается не как прогрессивное, а как регрессивное. "Последний римлянин". Перевел на латынь Аристотеля. Выработал понятийный аппарат и латинскую терминологию, которые вошли в философию: субстанция, акциденция, атрибут, модус, универсалия. Проблема универсалий. В своих работах делал упор на доказательство и логическое обоснование. Уроженец Басры. Основоположник арабоязычной философии. Переводчик греческих философов и ученых. Воспринял философию Аристотеля в изложении афинской школы неоплатонизма. Подчеркивал необходимость усвоения того, что познано в отдаленные времена и у других народов. Ирландия. Духовная родина - мир греческой мысли, философская вера - платонизм и неоплатонизм. Реализм, пантеизм. "Авторитет рождается из истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета". Максимальное в те годы подчеркивание ценности личности человека. Уроженец г. Рей, Иран. Медик, философ, энциклопедист. Наблюдение и эксперимент. Атомизм близок атомизму Демокрита. Верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Считал образцом Сократа. Уроженец Фарабе (Отрар). "Второй учитель". Логика. Первая всесторонняя система философских воззрений. Крупнейший представитель восточного аристотелизма, в сочетании с неоплатоническим учением об эманации. Уроженец села Афшана близ Бухары. Выдающийся медик, философ. "Князь ученых". Развивал учение Аристотеля в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти - онтологической концепции неоплатонизма. Отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога - "первой причины". Уроженец Аоста, Италия. Крайний реализм, т.е. признание существования универсалий (например, животное вообще) до отдельных вещей. Род первее вида, а вид первее индивида. Онтологическое доказательство существования бога (вывод из мысли реального существования вещей) Французский теолог и логик, основатель философской школы средневекового номинализма. Крайний номинализм. Универсалии существуют после отдельных вещей как их общие имена. Крайний реализм. Утверждал, что универсалии как "первая субстанция" пребывают в вещах в качестве их сущности. Концептуализм: общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова. Разработка схоластической "диалектики", заключавшейся в выявлении противоположных аргументов (соч. "Да и нет" - "Sic et non"), сделала его одним из крупнейших представителей схоластического метода. Отверг нападки Газали и других теологов на философию. Основоположник теории "двух истин". Вечность мира и безначальность первоматерии. Абстрактный мировой разум, "нус" в аристотелевском его понимании - единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отдельные души извне. В соответствии с этим отрицал бессмертие индивидуальной души. Отдаленный предшественник Спинозы, отрицавший антропоморфные атрибуты бога. Считал универсалии существующими только в единичном, которое не зависит от общего и от мыслящего начала. Подчёркивал не столько субъективность общего, сколько объективность единичного. Выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Видел основу всякого познания в опыте. Предугадал большое значение математики и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов, подводной лодки). Если Тертуллиан провозгласил отказ от разума в религии «Верую, ибо нелепо», то Фома Аквинский оформил почетную капитуляцию религии перед разумом. "Сумма теологии". Томизм – схоластизированный аристотелизм – официальная философская доктрина католической церкви. Теолого-философский синтез. Антитомист, понятие "интенции". «"Не способна ли материя мыслить? " Крупнейший представитель францисканского направления в схоластике. Ставит во главу угла не интеллект, а волю. Наиболее развитая форма номинализма. Бритва Оккама: "Без необходимости не следует утверждать многое. Сущностей не следует умножать без необходимости". – Лозунг эмпиризма. Терминизм – толкование универсалий как знаков. "Сумма всей логики". Размежевание философии и теологии.
Прокл
410--485
Боэций
480-524
Аль-Кинди
800-879
Эриугена
810-877
Ар-Рази
865-925
Фараби
870-950
Ибн Сина
980-1037
Ансельм
1033-1109
Росцелин
1050-1120
Гильом
1068–1121
Абеляр
1079-1142
Ибн Рушд
1126-1198
Р. Бэкон
1214-1292
Ф. Аквинат
1225-1274
Дунс Скот
1266-1308
Оккам
1285–1349
 

529 Закрытие Платоновской Академии

800   

 

900  

1000    

  1088 Болонский университет   1147 Первое упоминание Москвы

1300  

   

Назад

   

 
Hosted by uCoz