|
Оккам (Ockham, Occam) Уильям (около 1285, Оккам, графство Суррей, -
1349, Мюнхен), английский философ, логик и церковно-политический
писатель, представитель поздней схоластики. Монах-францисканец. Учился и
преподавал в Оксфорде. В 1323 в связи с обвинением в ереси был вызван
папой Иоанном XXII в Авиньон, где находился в течение 4 лет. С 1328 жил
в Мюнхене при дворе противника папы императора Людвига Баварского,
которому Оккам, по преданию, сказал: "Защищай меня мечом, а я буду
защищать тебя пером". Как политический писатель Оккам выступал против
претензий папы на светскую власть, против абсолютизма церковной и
светской власти; отстаивал принцип "евангелической бедности",
предвосхитив во многом идеи Реформации. Оккам был главным представителем
номинализма 14 в. Считая, что реальным существованием обладают только
единичные субстанции и их абсолютные свойства, Оккам полагал, что вне
мышления т. н. универсалии суть только имена, термины, обозначающие
классы имен: термины первой и второй интенции. Терминам первой интенции
соответствуют науки "реальные" (о реальных предметах), терминам второй
интенции - "рациональные" (логика, грамматика и т.п.). Оккам был одним
из крупнейших логиков средневековья. В частности, ему принадлежит идея о
том, что значение термина всецело определяется его функцией в
высказывании; в разработанной им теории консеквенции он фактически
различал материальную и формальную импликацию, сформулировал
двойственности принцип для конъюнкции и дизъюнкции. Первичным познанием,
по Оккама, является интуитивное, которое включает внешние восприятия и
интроспекцию. Понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не
поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки: "сущности не
следует умножать без необходимости". Этот принцип, получивший название
"бритвы Оккама", сыграл важную роль в борьбе против средневекового
реализма, теории "скрытых качеств" и т.п. Считая, что между единичными
субстанциями не может существовать необходимой связи, Оккам ограничивал
применение понятия причинности сферой эмпирических констатаций. Оккам
выступал за разделение сфер философии и теологии , догматы религии -
сверхразумные предписания, относящиеся не к разуму, а к вере и воле.
Причём воле Оккам, как и Иоанн Дунс Скот, отдавал приоритет перед
разумом. Оккам оказал значительное влияние на последующее развитие
логики и философии, особенно на Ж. Буридана, Николая из Отрекура и Т.
Гоббса. |