|
Фома Аквинский, Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок
Роккасекка близ Акуино, Южная Италия, - 7.3.1274, монастырь Фоссануова,
Юж. Италия), средневековый философ и теолог, систематизатор
ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец. В 1323
причислен к лику святых католической церкви, в 1567 признан пятым
"учителем церкви".
В основных монументальных трудах "Сумма теологии" (около 3 тыс. статей,
не окончена) и "Сумма против язычников" подведены итоги
теологическо-рационалистических поисков зрелой схоластики, направленных
на отработку вероучения в формах здравого смысла. Культуру здравого
смысла, упорядочение "естественного" рассудка, над которым
надстраивается ярус "сверхъестественные" догмы, Фома Аквинский вслед за
Альбертом Великим нашёл у Аристотеля. Задача, которую ставит себе Фома
Аквинский, - это упорядочение множества в единство, а не просто
созерцание единства, отрешённого от всякой множественности; он как бы
стремится вывести бытие бога из бытия вещей. В этом мышление Фомы
Аквинского отличается от абстрактного умозрения ранней схоластики
(Ансельм Кентерберийский), ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм и
Августина. В рубриках "Суммы теологии" одни и те же схемы мысли
накладываются на бесконечную пестроту конкретных вопросов - от пяти
доказательств бытия бога до определения границ допустимого и
недопустимого в финансовой деятельности и т.п.
В основе онтологии Фомы Аквинского - восходящая к Аристотелю антитеза
"потенциального" (возможного) и "актуального" (действительного). Во всём
сущем Фома Аквинский вслед за Аристотелем различает "субстанцию"
(сущность) и "акциденции".
Антропология Ф. А., особенно связанная с острыми идеологическими
конфликтами его эпохи, исходит из представления о человеческом индивиде
как личностном соединении души и тела. Душа нематериальна и
субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через
тело. Эту идею Фома Аквинский защищал как против
платоническо-августиновского спиритуализма, так и против аверроизма
(Сигер Брабантский), учившего о единой безличной интеллектуальной душе
во всех мыслящих существах мироздания. Учение Оригена о сущностном
тождестве ангельской и человеческой природы, с точки зрения Фомы
Аквинского, ложно. Человеческая душа - не просто "двигатель" тела, но
его субстанциальная форма. Эта концепция вызвала противодействие
августинистско-францисканских оппонентов Фомы Аквинского, пока не была
принята на Вьеннском соборе в 1314 в качестве ортодоксальной доктрины
католической церкви. В аверроизме Фома Аквинский видел ниспровержение
христианской эсхатологии, апеллирующей к судьбам личной души. Личность
для Фома Аквинский - "самое благородное во всей разумной природе",
интеллект - это всегда личный интеллект и постольку не абсолютное
начало, но часть целого. Только в боге интеллект есть сущность, в
человеке же - потенция сущности, так что не "интеллект мыслит", но
человек мыслит "при посредстве" интеллекта. Это включение интеллекта в
душевно-телесную индивидуальность и отрицание его абсолютности,
вытекающее из христианских догматических предпосылок, сочетается у Фомы
Аквинского с утверждением примата интеллекта над волей. Фома Аквинский
считает, что разум сам по себе выше воли, однако делает оговорку, что в
жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем познание бога.
Для этики Фомы Аквинского характерно учение о "естественном законе",
вложенном богом в сердца людей и описываемом в духе этики Аристотеля;
над ним надстраивается "божественный закон", который превосходит
"естественный закон", но не может ему противоречить. В трактате "О
правлении государей" Фома Аквинский соединяет восходящие к Аристотелю
представления о человеке как общественном существе, об общем благе как
цели государственной власти, о моральном добре как середине между
порочными крайностями и т. д. с христианскими догматами и доктриной о
верховном авторитете римского папы. Фома Аквинский с оговорками признаёт
право народа восстать против тирана, систематически извращающего
справедливость.
Философско-теологическая система Фомы Аквинского стала с 14 в. знаменем
доминиканских схоластов в их спорах с августинизмом и францисканским "скотизмом"
(системой Иоанна Дунса Скота). С 16 в. томизм энергично насаждается
иезуитами. Со 2-й половины 19 в. учение Фомы Аквинского становится
основой неотомизма. |