 |
Ибн Рушд, Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное -
Аверроэс) (1126, Кордова, - 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и
врач, последний из видных представителей восточного аристотелизма. Жил в
Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача,
незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство
философских сочинений Ибн Рушда представляет собой комментарий к трудам
Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате
"Опровержение опровержения" Ибн Рушд отверг нападки Газали и др.
теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им
разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим
образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось
в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая
вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотвоенность
мира богом в том смысле, что бог, "совечный" миру, превращает в
действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой
разум, "нус" в аристотелевском его понимании, рассматривается Ибн Рушдом
как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая
на отдельные души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие
индивидуальной души. Эти рационалистические и материалистические
тенденции аристотелизма Ибн Рушда оказали большое влияние на дальнейшее
развитие средневековой философии (см. Аверроизм).Общественные идеалы Ибн
Рушда основывались на "Государстве" Платона. |