ПРОКЛ

 

Прокл

Прокл Диадох (Proklos) (около 410, Константинополь, - 485, Афины), Представитель афинской школы неоплатонизма. Исторические значение Прокла определяется универсальной конструктивно-диалектической разработкой им всей системы неоплатонизма. Господствующим у Прокла во всех разделах его философии является триадический метод, сводящийся к последовательному утверждению трёх моментов: 1) пребывание в себе, причина, неделимое единство, наличие, отчее начало, потенция; 2) выступление из себя, эманация за свои пределы, причинение или действие на иное в виде причины, переход единства во множество, начало делимости, материнское начало, энергия; 3) возвращение из инобытия обратно в себя, возведение расторгнутого множества в неделимое расчленённое единство, эйдос, или единораздельная (т. е. структурная) сущность. При помощи этого метода Прокл анализирует каждый из членов универсальной триады Плотина - "единое", "ум" (нус)и "душу". Так, от абсолютно непознаваемого "единого" он отделяет "единое", уже содержащее в себе некоторую множественность, но не имеющее ещё каких-либо качеств; это только энергия самого различения и членения, предшествующая "уму" (расчленённости) и выделяемая Проклом (впервые в неоплатонизме) в самостоятельную ступень эманации "единого" - область чисел, или "надбытийных единиц". В "уме" Прокл также выделял: 1) "ум" как пребывание в себе, ум мыслимый, "интеллигибельный" - "бытие", или объект; 2) "ум" как выхождение из себя, ум мыслящий, "интеллектуальный" - субъект; 3) "ум" как возвращение к себе, как тождество бытия и мышления, объекта и субъекта, "ум" как "жизнь" или "вечность", "жизнь в себе". Мир "души" у Прокла также триадичен: души божественные (боги "ведущие", "абсолютные" и "внутрикосмические"), демонические (ангелы, демоны и герои) и человеческие. В отличие от триады Гегеля, развитие понимается не как прогрессивное, а как регрессивное. Система Прокла, будучи завершением неоплатонизма, своим мыслительным аппаратом оказала всеобъемлющее воздействие на развитие средневековой философии.
"Историческое значение Прокла Диадоха определяется не столько интерпретацией мифологии, сколько тонким логическим анализом, непосредственно не связанным ни с мифологией, ни с метафизикой и представляющим огромный материал для изучения истории диалектики. Философия, сочетавшая магию, чудотворение, мантику, теургию с систематическим духом, аналитической проницательностью, виртуозностью детальнейших выкладок, доходящих до своеобразного пафоса и экстаза рассудочности, отражала катастрофу всей рабовладельческой античности и и полную безвыходность". (10)

 
   
Назад

Hosted by uCoz