ПРОКЛ |
|
|
Прокл Диадох (Proklos) (около 410, Константинополь, - 485, Афины),
Представитель афинской школы неоплатонизма. Исторические значение Прокла
определяется универсальной конструктивно-диалектической разработкой им
всей системы неоплатонизма. Господствующим у Прокла во всех разделах его
философии является триадический метод, сводящийся к последовательному
утверждению трёх моментов: 1) пребывание в себе, причина, неделимое
единство, наличие, отчее начало, потенция; 2) выступление из себя,
эманация за свои пределы, причинение или действие на иное в виде
причины, переход единства во множество, начало делимости, материнское
начало, энергия; 3) возвращение из инобытия обратно в себя, возведение
расторгнутого множества в неделимое расчленённое единство, эйдос, или
единораздельная (т. е. структурная) сущность. При помощи этого метода
Прокл анализирует каждый из членов универсальной триады Плотина -
"единое", "ум" (нус)и "душу". Так, от абсолютно непознаваемого "единого"
он отделяет "единое", уже содержащее в себе некоторую множественность,
но не имеющее ещё каких-либо качеств; это только энергия самого
различения и членения, предшествующая "уму" (расчленённости) и
выделяемая Проклом (впервые в неоплатонизме) в самостоятельную ступень
эманации "единого" - область чисел, или "надбытийных единиц". В "уме"
Прокл также выделял: 1) "ум" как пребывание в себе, ум мыслимый,
"интеллигибельный" - "бытие", или объект; 2) "ум" как выхождение из
себя, ум мыслящий, "интеллектуальный" - субъект; 3) "ум" как возвращение
к себе, как тождество бытия и мышления, объекта и субъекта, "ум" как
"жизнь" или "вечность", "жизнь в себе". Мир "души" у Прокла также
триадичен: души божественные (боги "ведущие", "абсолютные" и "внутрикосмические"),
демонические (ангелы, демоны и герои) и человеческие.
В отличие
от триады Гегеля, развитие понимается не как прогрессивное, а как
регрессивное. Система Прокла, будучи завершением неоплатонизма,
своим мыслительным аппаратом оказала всеобъемлющее воздействие на
развитие средневековой философии. |
|