|
Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное - Авиценна)
(980, с. Афшана, близ Бухары, - 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ,
врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и
Иране, занимал должности врача и везира при различных правителях.
Главные философские труды - "Книга исцеления" (в сокращённом изложении -
"Книга спасения"), "Книга указаний и наставлений"," Книга знания" (на
языке фарси).
Философия Ибн Сины продолжает традиции восточного аристотелизма в
области метафизики, гносеологии и логики, отчасти - онтологической
концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворённость мира во
времени, объясняя его как вневременную эманацию бога - "первой причины"
(ср. "Единое" Плотина), из которого в иерархическом порядке истекают
разумы, души и тела небесных сфер.
Т. о., "универсальный разум" и "мировая душа" неоплатонизма дробятся у
него на отдельные разумы и души согласно аристотелевской космологической
схеме. Один бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существованием, всё же
остальное само но себе только возможно, а действительно лишь благодаря
богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманаций, в
дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем
замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении Ибн Сины
примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против
несправедливого правления.
Мусульманские богословы обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме, тогда как
Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма.
Философские и естественно-научные трактаты Ибн Сины пользовались большой
популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий. |