|
Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) или
Иеругена (Ierugena) (около 810 - около 877), средневековый философ. По
происхождению ирландец; переехал во Францию и в начале 840-х гг.
появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою необычную
учёность. Покровительство монарха позволяло Эриугене вести отрешённую
жизнь учёного и сохранять независимость по отношению к требованиям
церковных кругов.
В умственной атмосфере Запада той эпохи Эриугена представляет собой
одинокое явление. К варварскому богословствованию западных клириков он
не может относиться всерьёз, к Августину высказывает почтение, но
отчуждённость; его подлинная духовная родина - мир греческой мысли, его
философская вера - платонизм и неоплатонизм, получивший христианское
оформление в творчестве греческих авторов Оригена, Григория Нисского,
Псевдо-Ареопагита и Максима Исповедника. Эриугена решительно настаивает
на примате разума перед авторитетом религиозного предания. Дистанции
между идеалистическим умозрением и христианским откровением, между
философией и верой для него не существует. Его главное сочинение "О
разделении природы" уводит тенденции пантеизма так далеко, что
объединяет бога и мир в едином понятии "сущего", или "природы",
проходящей 4 стадии диалектического самодвижения: 1) "природа творящая и
не сотворённая", т. е. бог как предвечная первопричина всех вещей; 2)
"природа сотворённая и творящая", т. е. платоновский мир идей,
локализованный в интеллекте бога; 3) "природа сотворённая и не
творящая", т. е. мир единичных вещей; 4) "природа не сотворённая и не
творящая", т. е. снова бог, но уже как конечная цель всех вещей,
вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса. Доктрина
Эриугены представляет собой последовательный идеалистический монизм: всё
выходит из бога и возвращается в бога. Принимая учение Платона о примате
общего над единичным, Эриугена явился одним из основателей и
радикальнейших представителей средневекового реализма. В целом
грандиозные умственные построения Эриугены были чужды его эпохе, и его
творчество не нашло настоящих продолжателей; лишь в 13 в. его
пантеистические идеи подхватываются еретическими мыслителями и
одновременно подвергаются церковному осуждению. |