СО ВРЕМЕН ГЕГЕЛЯ И ПО СИЮ ПОРУ

 

 

Историческая трактовка сознания. Впервые вводит в логику и теорию познания практику как трудовую деятельность людей. Труд, по Гегелю, это деятельность, производящая не только предметы, но и самого человека. Человек - творец самого себя. Главный способ формирования мышления - это общение с умно организованным человеческим миром. Человек присваивает себе способность мыслить в практической форме. И только на основе практического разума у индивида формируется способность к теоретическим действиям во внутреннем плане сознания. Мышление - функция тела культуры. Выводит мыслящий дух из природы. Природа может породить из себя дух только в том случае, если она чревата духом, если в основе своей обладает свойствами духовности (см. Спиноза - субстанция, ее атрибуты (неотъемлемые качества) протяжение и мышление). Механизм, химизм, организм и дух - это все одна и та же природа. Природа всегда существует во всех своих "потенциях", но актуализирует их поочередно то в одной, то в другой, то в третьей форме. Поэтому наше мышление или дух - это не что-то впервые появившееся на Земле - это проявление природы в ее высшей потенции, которую она в себе всегда несет и сохраняет. Эта потенция не появляется и не утрачивается. Она может появляться и исчезать только здесь и теперь, но не везде и не всегда. Центральная проблема философии, по Фейербаху, человек как телесное природное существо. Антропологический материализм. Вопрос о соотношении материального и идеального решается на уровне жизнедеятельности отдельного человека. Вопрос о тождестве бытия и мышления приобретает вид психофизической проблемы. Непосредственное совпадение мысли и мозга. Теория прибавочной стоимости. Материалистическое понимание истории. Разработка метода материалистической диалектики. Социальная природа человека. Философия природы. Энгельс по сути воспроизводит ту историческую традицию, в которой человек с его мышлением и сознанием трактуется как Микрокосм. Иначе говоря, человеческий дух Энгельс считает не случайным явлением, а проявлением необходимого, а на языке классической философии, атрибутивного свойства мировой материи. ...У нас есть уверенность в том, - пишет он в этой связи, - что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может- быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время Глава марбургской школы неокантиантства. Сохраняя характерный для Канта приоритет практического разума по отношению к теоретическому, Коген утверждает примат этики над наукой в логическом отношении, поскольку понятия у Когена конструируются по телеологическому принципу, который выявлен в наиболее чистом виде именно в этике. Этику Коген рассматривает как логику воли. Религии, следуя Канту, он даёт моральное толкование, будучи при этом приверженцем иудаизма. Теоретическое познание и право, наука и правовое (либеральное) государство составляют, по Когену, фундамент культуры и условие свободы человеческой личности, важнейшей цели исторического развития. Глава баденской школы неокантианства. Отец аксиологии - философского учения о ценностях как фундаменте мира культуры. Превратив кантовский трансцендентальный идеализм в философию культуры, Виндельбанд указывает на отличительный признак любого трансцендентализма - абсолютные начала культуры в нем не выводятся из чего-то другого, а постулируются в качестве самодостаточных. Отвергая с позиций неокантианства "вещь в себе" как объективную реальность, Риккерт сводит бытие к сознанию субъекта, понимаемому как всеобщее, безличное сознание. На этой основе Риккерт решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного - вопрос о независимой от сознания объективной действительности: данная в познании действительность имманентна сознанию. Вместе с тем, согласно Риккерту, существует объективная, независимая от субъекта истина, т. е. недоступное познанию трансцендентное. Он пришел к выводу, что "на почве биологизма невозможно прийти ни к каким идеалам, будь они "демократические" или "аристократические", индивидуалистические или социалистические". Риккерт отдаёт предпочтение истории, которая, с его точки зрения, гораздо ближе к действительности, чем естествознание, оперирующее упрощающими многообразное бытие понятиями. Истолкование Риккертом истории как науки направлено против принципа историзма и материалистического понимания истории. Теория идеальных типов. Эта теория позволила ему в значительной мере преодолеть плоский эмпиризм, а с другой - философско-исторические спекулятивные построения. Блестящий пример Личности, действующей на острие исторической необходимости. Совершенное владение методом материалистической диалектики, его дальнейшее развитие и успешное использование в теоретической и практической деятельности. Теория государства, теория империализма, теория революционной деятельности. Первый в мире практический опыт создания государства в интересах большинства трудящихся масс. Неудачная реализация принципов "казарменного коммунизма". Своевременный возврат к экономике и политике управляемого государственного капитализма. Противостояние позитивизму, победившему в конечном итоге. Кассирер был, пожалуй, единственным кантианцем, который действительно вышел за пределы кантовской философии. От других неокантианцев Кассирер отличается принципом деятельности. В противоположность Риккерту, Кассирер понимает, что понятие является не результатом одностороннего анализа, но и категориального синтеза. И выражает оно не только абстрактно-общее, но и особенное. "Когда математик обобщает свои формулы, - замечает Кассирер, - то это имеет лишь тот смысл, что не только сохраняются все частные случаи, но что они могут быть и выведены из общей формулы". По Кассиреру, человек - это мир человека, т.е. общество и государство. Человек может быть понят через "человечность", а не наоборот, - утверждает Кассирер. Целостной характеристикой человека, согласно Кассиреру, не может быть его физическая или метафизическая природа, а только его труд. Однако субстанцией человеческой деятельности Кассирер считал не собственно труд, а знаково-символическую деятельность. Она-то и есть, по Кассиреру, сущность человека. Человек  у Кассирера - символическое животное. (Заметим, что на деле развитие идет по следующей схеме: труд - жест - знак - слово). Развитие материалистической диалектики. Проблема идеального. Смысл существования Разума во Вселенной. Теоретическое и экспериментально-практическое решение проблемы человеческой личности (души). Понимание мышления по Спинозе - не как проявления некоей особой духовной субстанции, а как деятельности особого материального тела – деятельности по логике вещей вне этого мыслящего тела.
Гегель
1770–1831
Шеллинг
1775–1854
Фейербах
1804–1872
Маркс
1818–1
883
Энгельс
1820–1
895
Коген
1842–1
918
Виндельбанд
1848–1
915
Риккерт
1863–1
936
Вебер
1864–1
920
Ленин
1870-1924
Кассирер
1874–1
945
Ильенков
1921–1979
 
  1861 - Отмена крепостного права в России

1900     

1991 Распад СССР, конец периода всеобщего госкапитализма в России

2000   

   

Назад

 

   

 
Hosted by uCoz