|
Кассирер (Cassirer) Эрнст (28.07.1874, Бреславль, ныне Вроцлав, -
13.04.1945, Принстон, Нью-Йорк), представитель Марбургской школы,
неокантианства. Профессор (1919-33) и ректор (1930-33) Гамбургского
университета. С 1933 Кассирер был в эмиграции: в Оксфорде
(Великобритания), в 1935-41 в Гётеборге (Швеция), с 1941 в США. В начале
своей деятельности занимался философскими проблемами естествознания,
разработал теорию понятий, или "функций"; после 1920 создаёт
оригинальную философию культуры. По сути дела Кассирер был, пожалуй,
единственным кантианцем, который действительно вышел за пределы
кантовской философии. От других неокантианцев Кассирер отличается
принципом деятельности. В противоположность Риккерту, Кассирер понимает,
что понятие является не результатом одностороннего анализа, но и
категориального синтеза. И выражает оно не только абстрактно-общее, но и
особенное. "Когда математик обобщает свои формулы, - замечает Кассирер,
- то это имеет лишь тот смысл, что не только сохраняются все частные
случаи, но что они могут быть и выведены из общей формулы".
По Кассиреру, человек - это мир человека, т.е. общество и государство.
Человек может быть понят через "человечность", а не наоборот, -
утверждает Кассирер.
Целостной характеристикой человека, согласно Кассиреру, не может быть
его физическая или метафизическая природа, а только его труд. Однако
субстанцией человеческой деятельности Кассирер считал не собственно
труд, а знаково-символическую деятельность. Она-то и есть, по Кассиреру,
сущность человека. Человек у Кассирера - символическое животное.
(Заметим, что на деле развитие идет по следующей схеме: труд - жест -
знак - слово).
Кассирера отличает оригинальная трактовка мифа. Миф - форма осознания
общественным человеком своей общественной, прежде всего родовой
организации. Миф - это зеркало, в которое смотрится человек, и видит в
нем себя, но не осознает этого. Религия выполняет ту же роль, что и миф.
Современная мифология, по Кассиреру, связана с современным государством,
которое не может опиратьсся только на рассудок и здравый смысл граждан,
а вынуждено окутывать себя мистическим мифологическим туманом, чтобы
внушить им свою "святость".
Культура как ступеньки выделения человека из природы. Культура, по
Кассиреру, единственный предмет философии вообще. Это важно иметь в
виду, когда в настоящее время мы имеем дело с такой "философией
культуры", которую зачисляют по ведомству культурологии, ссылаясь при
этом на авторитет неокантианцев. |