ЭРНСТ КАССИРЕР

 

Эрнст Кассирер

Кассирер (Cassirer) Эрнст (28.07.1874, Бреславль, ныне Вроцлав, - 13.04.1945, Принстон, Нью-Йорк), представитель Марбургской школы, неокантианства. Профессор (1919-33) и ректор (1930-33) Гамбургского университета. С 1933 Кассирер был в эмиграции: в Оксфорде (Великобритания), в 1935-41 в Гётеборге (Швеция), с 1941 в США. В начале своей деятельности занимался философскими проблемами естествознания, разработал теорию понятий, или "функций"; после 1920 создаёт оригинальную философию культуры. По сути дела Кассирер был, пожалуй, единственным кантианцем, который действительно вышел за пределы кантовской философии. От других неокантианцев Кассирер отличается принципом деятельности. В противоположность Риккерту, Кассирер понимает, что понятие является не результатом одностороннего анализа, но и категориального синтеза. И выражает оно не только абстрактно-общее, но и особенное. "Когда математик обобщает свои формулы, - замечает Кассирер, - то это имеет лишь тот смысл, что не только сохраняются все частные случаи, но что они могут быть и выведены из общей формулы".
По Кассиреру, человек - это мир человека, т.е. общество и государство. Человек может быть понят через "человечность", а не наоборот, - утверждает Кассирер.
Целостной характеристикой человека, согласно Кассиреру, не может быть его физическая или метафизическая природа, а только его труд. Однако субстанцией человеческой деятельности Кассирер считал не собственно труд, а знаково-символическую деятельность. Она-то и есть, по Кассиреру, сущность человека. Человек у Кассирера - символическое животное. (Заметим, что на деле развитие идет по следующей схеме: труд - жест - знак - слово).
Кассирера отличает оригинальная трактовка мифа. Миф - форма осознания общественным человеком своей общественной, прежде всего родовой организации. Миф - это зеркало, в которое смотрится человек, и видит в нем себя, но не осознает этого. Религия выполняет ту же роль, что и миф.
Современная мифология, по Кассиреру, связана с современным государством, которое не может опиратьсся только на рассудок и здравый смысл граждан, а вынуждено окутывать себя мистическим мифологическим туманом, чтобы внушить им свою "святость".
Культура как ступеньки выделения человека из природы. Культура, по Кассиреру, единственный предмет философии вообще. Это важно иметь в виду, когда в настоящее время мы имеем дело с такой "философией культуры", которую зачисляют по ведомству культурологии, ссылаясь при этом на авторитет неокантианцев.

 
   
Назад

Hosted by uCoz