 |
Коген (Cohen) Герман [04.07.1842, Косвиг (Анхальт), - 04.04.1918,
Берлин], глава марбургской школы неокантианства. Профессор в Марбурге
(1876-1912) и Берлине (с 1912). Устраняя кантовское понимание "вещи в
себе" и связанное с ним различие чувственности и рассудка, Коген
превращает тем самым центральную для "Критики чистого разума" Канта
проблему трансцендентального синтеза в чисто логическую. Опираясь на
кантовское учение о регулятивных идеях разума, Коген истолковывает "вещь
в себе" не как существующую вне и независимо от познания, а как
целенаправленную идею мышления. Это истолкование Канта у Коген было
охарактеризовано В. И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм"
как критика Канта справа. Мышление у Когена, в отличие от Канта,
порождает не только форму, но и содержание познания. Наиболее наглядной
моделью порождения знания мышлением является, по Когену, математика,
особенно теория бесконечно малых. Подобно тому, как математика выступает
у Когена в качестве фундамента естественных наук, так учение о праве - в
качестве основы наук о духе.
Сохраняя характерный для Канта приоритет практического разума по
отношению к теоретическому, Коген утверждает примат этики над наукой в
логическом отношении, поскольку понятия у Когена конструируются по
телеологическому принципу, который выявлен в наиболее чистом виде именно
в этике. Этику Коген рассматривает как логику воли. Религии, следуя
Канту, он даёт моральное толкование, будучи при этом приверженцем
иудаизма. Теоретическое познание и право, наука и правовое (либеральное)
государство составляют, по Когену, фундамент культуры и условие свободы
человеческой личности, важнейшей цели исторического развития. |