|
Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, —
20.8.1854, Рагац, Швейцария). Первый дал развернутую критику
механицизма. РАзвивает динамическое воззрение. Натурфилософия.
Динамическое воззрение на природу. Согласно которому природа проходит
ряд качестве отличных ступеней, которые Шеллинг называет "потенциями"
(механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная).
Сущность природы составляет полярность или единство противоположных сил.
Параллелизм между развитием (потенцированием) природы и развитием
познания (сознания). Человеческое познание движется по ступеням развития
природы и постигает природу в ее же собственных формах. Механизм,
химизм, организм - это не только формы самой природы, но и формы нашего
мышления о ней, т.е. категории.
Выводит мыслящий дух из природы. Природа может породить из себя дух
только в том случае, если она чревата духом, если в основе своей
обладает свойствами духовности (см. Спиноза - субстанция, ее атрибуты
(неотъемлемые качества) протяжение и мышление). Механизм, химизм,
организм и дух - это все одна и та же природа. Природа всегда существует
во всех своих "потенциях", но актуализирует их поочередно то в одной, то
в другой, то в третьей форме. Поэтому наше мышление или дух - это не
что-то впервые появившееся на Земле - это проявление природы в ее высшей
потенции, которую она в себе всегда несет и сохраняет. Эта потенция не
появляется и не утрачивается. Она может появляться и исчезать только
здесь и теперь, но не везде и не всегда.
Природа - это и дух и материя, и субъект и объект, и сознание и бытие
вместе взятые.
Культура - вторая природа. Подходы к философии истории и историческим
законам.
Гениальные положения, ведущие к осознанию реального посредника между
миром культурно-историческим и миром природы. Это промышленность,
соединяющая природу и историю, естествознание и психологию.
Однако предметно-практическая деятельность видится шеллингу лишь
условием свободы, но не ее источником. Акцент делается на эстетической
стороне деятельности. Шеллинг не смог выразить единство
противоположности материальности и идеальности. Отказался признать
противоречия в мышлении. Интуиция как антипод разумного познания.
Философия откровения. И в заключение - мистика. |