ШЕЛЛИНГ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ

 

Шеллинг Фридрих Вильгельм Иосиф

Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, — 20.8.1854, Рагац, Швейцария). Первый дал развернутую критику механицизма. РАзвивает динамическое воззрение. Натурфилософия. Динамическое воззрение на природу. Согласно которому природа проходит ряд качестве отличных ступеней, которые Шеллинг называет "потенциями" (механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная). Сущность природы составляет полярность или единство противоположных сил.
Параллелизм между развитием (потенцированием) природы и развитием познания (сознания). Человеческое познание движется по ступеням развития природы и постигает природу в ее же собственных формах. Механизм, химизм, организм - это не только формы самой природы, но и формы нашего мышления о ней, т.е. категории.
Выводит мыслящий дух из природы. Природа может породить из себя дух только в том случае, если она чревата духом, если в основе своей обладает свойствами духовности (см. Спиноза - субстанция, ее атрибуты (неотъемлемые качества) протяжение и мышление). Механизм, химизм, организм и дух - это все одна и та же природа. Природа всегда существует во всех своих "потенциях", но актуализирует их поочередно то в одной, то в другой, то в третьей форме. Поэтому наше мышление или дух - это не что-то впервые появившееся на Земле - это проявление природы в ее высшей потенции, которую она в себе всегда несет и сохраняет. Эта потенция не появляется и не утрачивается. Она может появляться и исчезать только здесь и теперь, но не везде и не всегда.
Природа - это и дух и материя, и субъект и объект, и сознание и бытие вместе взятые.
Культура - вторая природа. Подходы к философии истории и историческим законам.
Гениальные положения, ведущие к осознанию реального посредника между миром культурно-историческим и миром природы. Это промышленность, соединяющая природу и историю, естествознание и психологию.
Однако предметно-практическая деятельность видится шеллингу лишь условием свободы, но не ее источником. Акцент делается на эстетической стороне деятельности. Шеллинг не смог выразить единство противоположности материальности и идеальности. Отказался признать противоречия в мышлении. Интуиция как антипод разумного познания. Философия откровения. И в заключение - мистика.

 
   
Назад

Hosted by uCoz