 |
Риккерт (Rickert) Генрих (25.05.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша, -
30.07.1936, Гейдельберг), немецкий философ, один из основателей
баденской школы неокантианства. С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 -
Гейдельбергского университетов. Философская позиция Риккерта претерпела
сложную эволюцию: если вначале он анализирует гносеологические проблемы
(предмет познания, классификация наук), позднее строит систему философии
как теории ценностей, то в конце жизни стремится обосновать онтологию и
метафизику. Отвергая с позиций неокантианства "вещь в себе" как
объективную реальность, Риккерт сводит бытие к сознанию субъекта,
понимаемому как всеобщее, безличное сознание. На этой основе Риккерт
решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного -
вопрос о независимой от сознания объективной действительности: данная в
познании действительность имманентна сознанию. Вместе с тем, согласно
Риккерту, существует объективная, независимая от субъекта истина, т. е.
недоступное познанию трансцендентное. Он пришел к выводу, что "на почве
биологизма невозможно прийти ни к каким идеалам, будь они
"демократические" или "аристократические", индивидуалистические или
социалистические". Риккерт отдаёт предпочтение истории, которая, с его
точки зрения, гораздо ближе к действительности, чем естествознание,
оперирующее упрощающими многообразное бытие понятиями. Истолкование
Риккертом истории как науки направлено против принципа историзма и
материалистического понимания истории.
Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях, которые
образуют "... совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону
субъекта и объекта". Риккерт пытается построить систему философии,
содержание которой составляют надысторические взаимоотношения ценностей.
Рассматривая свою систему как открытую, Риккерт вычленяет 6 сфер
(логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и соответствующих
им типов ценностей (истина, красота, надличностная святость,
нравственность, счастье, личная святость).
В работах последнего периода философская позиция Риккерта приобретает
иррационалистический характер: он полагает, что понятия философии не
способны постичь жизнь.
Риккерт считает единственно возможной рассудочную логику. Он не увидел
связи между всеобщим и особенным и начисто игнорирует практику, делая
шаг назад, к созерцательности. |