Статья
Э.В. Ильенкова
о Гегеле |
Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.08.1770, Штутгарт, —
14.11.1831, Берлин)Историческая трактовка сознания. Впервые вводит в
логику и теорию познания практику как трудовую деятельность людей. Труд,
по Гегелю, это деятельность, производящая не только предметы, но и
самого человека. Человек - творец самого себя.
Главный способ формирования мышления - это общение с умно организованным
человеческим миром.
Человек присваивает себе способность мыслить в практической форме. И
только на основе практического разума у индивида формируется способность
к теоретическим действиям во внутреннем плане сознания. Мышление -
функция тела культуры.
Идеализм Гегеля заключается в том, что он утверждает примат
теоретического разума.
Переворот в понимании логии путем доведения до конца реформы логики,
начатой Кантом.
Человек как результат исторического, а не природного, развития.
Понятие, по Гегелю, это не обобщенное представление, а развернутое
понимание существа дела. Первое (обобщенное представление) относится к
абстрактно-всеобщему, а второе (существо дела) к конкретно-всеобщему.
Разум как способность постигать и разрешать противоречия.
Гегель первым заговорил об объективных противоречиях, выражающих
противоречивость самой действительности. Противоречие у него становится
необходимой формой движения разума к истине.
Всякое понятие, по Гегелю, является противоречивым единством отдельного,
особенного и всеобщего, причем каждый из этих трех моментов является
единством двух других. Граница человеческого мышления - это граница
практически освоенного. Разум - противоречивое единство созерцания и
рефлексии (рассуждений). Высшая познавательная способность человека -
это разум, высшая форма логики - диалектика.
Теория познания, логика и диалектика, по Гегелю, должны заниматься
системой категорий. Категории выражают ступени познания от простого
чувственного созерцания до уровня теоретической науки. Истина - это
результат вместе со своим становлением. Ее нельзя получить всю и сразу.
Истина - это процесс. Истина всегда конкретна.
Диалектическая логика - это путь от обыденного взгляда на мир к его
научному пониманию.
В то же время Гегель не сумел объяснить суть духа.
История у Гегеля превращается из хаоса событий в закономерный процесс,
имеющий внутреннюю логику. История как прогресс в осознании свободы.
Свобода как осознанная и реализованная человеком необходимость. Человек
- творец существования, но не сущности, истории.
Развитие материальной жизни - функция духа (в этом идеализм).
Категория отчуждения.
200 лет
назад, в ночь с 13 на 14 октября 1806 г., ночь
накануне битвы под Йеной, Георг Вильгельм Фридрих Гегель написал последние строчки "Феноменологии
духа":
"Из чаши этого царства духов
Пенится для него его бесконечность".
2. Битва под Иеною.
В своем письме 17 сентября Гегель выражал опасение, что, по-видимому,
война, «да будет господь о нами», разразится; напрасно он надеялся на
мирное веяние «октябрьского зефира» после того, как Наполеон уже получил
в Бамберге (7 октября) прусский ультиматум и написал прокламацию о войне
своему войску. Теперь все пошло по-наполеоновски, т. е. с быстротою
молнии. Война разразилась; она была уже не только перед воротами Иены,
но и в стенах ее. 13 октября французы заняли город; сам Наполеон приехал
сюда.
«Я видел императора, эту мировую душу, в то время, как он проезжал по
городу; с целью рекогносцировки; — в самом деле, испытываешь
удивительное чувство, когда видишь такое существо, сконцентрированное
здесь в одном пункте, сидящее на лошади и в то же время повелевающее и
управляющее миром». «Такие успехи в течение времени от четверга до
понедельника возможны лишь для этого необыкновенного человека, которому
нельзя не удивляться».
В 11 часов ночи Гегель видел из своей квартиры на всей площади огни
французских баталионов, а перед собою последнюю часть рукописи
Феноменологии. 18 октября Гете отправил циркулярное послание друзьям в
Иену, чтобы узнать, как им живется, и что они перенесли в дни битвы.
Один из его адресов был такой: «Господину профессору Гегелю в старой
фехтовальной зале». Гегель принадлежал к числу ограбленных и до такой
степени нуждался в деньгах, что Гете поручил Кнебелю дать ему «до десяти
талеров» (28 октября).
Наконец, 20 октября он мог послать в Бамберг остальную часть рукописи,
последние несколько листов, которые он носил с собою в кармане после
ночи тринадцатого числа. В январе 1807 г. было написано предисловие.
Посылая свое сочинение другу Шеллингу в Мюнхен (1 мая 1807), он сделал в
письме следующее замечание: «Большую беспорядочность последних глав
пусть припишет твоя снисходительность между прочим тому обстоятельству,
что я окончил редакцию их в полночь перед битвою под Иеною».
Куно Фишер, "Гегель, его жизнь, сочинения и учение" М.
1933, стр. 54-55
----------------------------
Не могу не добавить от себя, что ночь решающей битвы, Наполеон мог
видеть свет одинокой свечи. То Гегель завершал свой нетленный труд. Так
история свела в одном месте силу военную и силу интеллектуальную. Двух
полководцев. Полководца тел. И полководца душ. И победа досталась
последнему. |