ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Статья
Э.В. Ильенкова
о Гегеле

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.08.1770, Штутгарт, — 14.11.1831, Берлин)Историческая трактовка сознания. Впервые вводит в логику и теорию познания практику как трудовую деятельность людей. Труд, по Гегелю, это деятельность, производящая не только предметы, но и самого человека. Человек - творец самого себя.
Главный способ формирования мышления - это общение с умно организованным человеческим миром.
Человек присваивает себе способность мыслить в практической форме. И только на основе практического разума у индивида формируется способность к теоретическим действиям во внутреннем плане сознания. Мышление - функция тела культуры.
Идеализм Гегеля заключается в том, что он утверждает примат теоретического разума.
Переворот в понимании логии путем доведения до конца реформы логики, начатой Кантом.
Человек как результат исторического, а не природного, развития.
Понятие, по Гегелю, это не обобщенное представление, а развернутое понимание существа дела. Первое (обобщенное представление) относится к абстрактно-всеобщему, а второе (существо дела) к конкретно-всеобщему.
Разум как способность постигать и разрешать противоречия.
Гегель первым заговорил об объективных противоречиях, выражающих противоречивость самой действительности. Противоречие у него становится необходимой формой движения разума к истине.
Всякое понятие, по Гегелю, является противоречивым единством отдельного, особенного и всеобщего, причем каждый из этих трех моментов является единством двух других. Граница человеческого мышления - это граница практически освоенного. Разум - противоречивое единство созерцания и рефлексии (рассуждений). Высшая познавательная способность человека - это разум, высшая форма логики - диалектика.
Теория познания, логика и диалектика, по Гегелю, должны заниматься системой категорий. Категории выражают ступени познания от простого чувственного созерцания до уровня теоретической науки. Истина - это результат вместе со своим становлением. Ее нельзя получить всю и сразу. Истина - это процесс. Истина всегда конкретна.
Диалектическая логика - это путь от обыденного взгляда на мир к его научному пониманию.
В то же время Гегель не сумел объяснить суть духа.
История у Гегеля превращается из хаоса событий в закономерный процесс, имеющий внутреннюю логику. История как прогресс в осознании свободы. Свобода как осознанная и реализованная человеком необходимость. Человек - творец существования, но не сущности, истории.
Развитие материальной жизни - функция духа (в этом идеализм).
Категория отчуждения.

200 лет назад, в ночь с 13 на 14 октября 1806 г., ночь накануне битвы под Йеной, Георг Вильгельм Фридрих Гегель написал последние строчки "Феноменологии духа":

"Из чаши этого царства духов
Пенится для него его бесконечность".

2. Битва под Иеною.

В своем письме 17 сентября Гегель выражал опасение, что, по-видимому, война, «да будет господь о нами», разразится; напрасно он надеялся на мирное веяние «октябрьского зефира» после того, как Наполеон уже получил в Бамберге (7 октября) прусский ультиматум и написал прокламацию о войне своему войску. Теперь все пошло по-наполеоновски, т. е. с быстротою молнии. Война разразилась; она была уже не только перед воротами Иены, но и в стенах ее. 13 октября французы заняли город; сам Наполеон приехал сюда.
«Я видел императора, эту мировую душу, в то время, как он проезжал по городу; с целью рекогносцировки; — в самом деле, испытываешь удивительное чувство, когда видишь такое существо, сконцентрированное здесь в одном пункте, сидящее на лошади и в то же время повелевающее и управляющее миром». «Такие успехи в течение времени от четверга до понедельника возможны лишь для этого необыкновенного человека, которому нельзя не удивляться».
В 11 часов ночи Гегель видел из своей квартиры на всей площади огни французских баталионов, а перед собою последнюю часть рукописи Феноменологии. 18 октября Гете отправил циркулярное послание друзьям в Иену, чтобы узнать, как им живется, и что они перенесли в дни битвы. Один из его адресов был такой: «Господину профессору Гегелю в старой фехтовальной зале». Гегель принадлежал к числу ограбленных и до такой степени нуждался в деньгах, что Гете поручил Кнебелю дать ему «до десяти талеров» (28 октября).
Наконец, 20 октября он мог послать в Бамберг остальную часть рукописи, последние несколько листов, которые он носил с собою в кармане после ночи тринадцатого числа. В январе 1807 г. было написано предисловие. Посылая свое сочинение другу Шеллингу в Мюнхен (1 мая 1807), он сделал в письме следующее замечание: «Большую беспорядочность последних глав пусть припишет твоя снисходительность между прочим тому обстоятельству, что я окончил редакцию их в полночь перед битвою под Иеною».

Куно Фишер, "Гегель, его жизнь, сочинения и учение" М. 1933, стр. 54-55

----------------------------

Не могу не добавить от себя, что ночь решающей битвы, Наполеон мог видеть свет одинокой свечи. То Гегель завершал свой нетленный труд. Так история свела в одном месте силу военную и силу интеллектуальную. Двух полководцев. Полководца тел. И полководца душ. И победа досталась последнему.

 
   
Назад

Hosted by uCoz