|
Энгельс (Engels) Фридрих (28.11.1820, Бармен, ныне Вупперталь, —
05.08.1895, Лондон). "Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Происхождение
семьи, частной собственности и государства" и др.
Если материалистическое понимание истории Маркса направлено против
философии истории, то диалектика естествознания Энгельса направлена
против философии природы - против натурфилософии. "Когда естествознание,
- писал Энгельс, - научится усваивать результаты, достигнутые развитием
философии в течение двух с половиной тысячелетий, оно именно благодаря
этому избавится, с одной стороны, от всякой особой, вне его и над ним
стоящей натурфилософии, с другой - от своего собственного,
унаследованного от английского эмпиризма, ограниченного метода
мышления". Освободить естествознание от натурфилософии - это и было,
можно сказать, главным делом жизни друга и соратника Маркса Фридриха
Энгельса.
Для Энгельса, как и для Маркса, было ясно, что диалектика в истории
проявляется только в форме конкретного исторического процесса. Поэтому
для того, чтобы понять диалектику в истории, надо знать и понимать самое
историю. Но точно так же, для того чтобы понять диалектику в природе,
надо знать конкретные формы протекания природных процессов. Поэтому
Энгельс к процитированному нами месту добавляет: "Но для диалектического
и вместе с тем материалистического понимания природы необходимо
знакомство с математикой и естествознанием"86. Именно знакомству с
математикой и современным ему естествознанием посвящает Энгельс
значительную часть своего времени. Без знания естествознания понять
диалектику в природе невозможно.
Параллель между натурфилософией, т. е. философией природы, и философией
истории совершенно определенно проводится именно Энгельсом. "Подобно
натурфилософии, - пишет он в своей уже вполне "зрелой" работе "Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой философии", - философия истории,
права, религии и т. д. состояла в том, что место действительной связи,
которую следует обнаруживать в событиях, занимала связь, измышленная
философами; что на историю - и в ее целом и в отдельных частях -
смотрели как на постепенное осуществление идей, и притом, разумеется,
всегда только любимых идей каждого данного философа".
Из-за неразвитости естествознания в XVIII и начале XIX веков целостную
картину природы давала натурфилософия. И в этом было ее положительное
значение. Но с середины того же XIX века целостную и систематическую
картину природы уже могло дать само естествознание, причем не заполняя
белые пятна умозрением, как это делала натурфилософия. А потому, как
неоднократно повторяет Энгельс, от всей прежней философии остается
только диалектика и формальная логика. "Как только перед каждой
отдельной наукой, - писал Энгельс, - ставится требование выяснить свое
место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука
об этой всеобщей связи становится излишней. И тогда из всей прежней
философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении
и его законах - формальная логика и диалектика.
С идеей систематической картины мира у Энгельса связана другая его идея
- материального единства мира. Эта идея была, в общем-то, не новой в
истории философии и науки. Так, к примеру, французские материалисты
XVIII века отстаивали взгляд, согласно которому в мире нет ничего, кроме
материи и ее движения. Но построить на этом систематическую картину
природы не позволяла им именно неразвитость естествознания. С другой же
стороны, это материальное единство достигалось ими, поскольку оно вообще
достигалось, за счет редукции идеального к материальному. Иначе говоря,
эти мыслители, по существу, не признавали качественного своеобразия
идеального, по сравнению с материальным, т. е. не признавали своеобразия
мышления, сознания, духовной культуры. Они не выводили идеальное из
материального, а только сводили одно к другому.
Вывести идеальное из материального, как доказывает Энгельс, позволяет
только материалистическое понимание истории. И в результате материальное
единство мира - а ведь мир включает в себя не только мир природы, но и
мир культуры - возможно только на основе материалистического понимания
истории, которое дает основу для перехода от природы к человеческому
сознанию через материальную практическую деятельность. Непосредственно,
как показывает Энгельс, перейти от природы к человеческому мышлению и
сознанию невозможно. В этом деятельном опосредовании материи и сознания
и состоит принципиальное отличие того материализма, который развивали
Маркс и Энгельс, от всего прошлого материализма, включая фейербаховский.
Здесь материалистическим аналогом в прошлом была только идея
субстанциального единства мышления и материи Бенедикта Спинозы. Поэтому
Энгельс, по свидетельству Плеханова, не случайно считал марксизм
разновидностью спинозизма.
Человек - часть природы. С этим согласен и Энгельс. Но это особая
"часть", которая, как считали неоплатоники и Николай Кузанский,
воплощает в себе весь Универсум, весь бесконечный Космос. Поэтому
Энгельс по сути воспроизводит ту историческую традицию, в которой
человек с его мышлением и сознанием трактуется как Микрокосм. Иначе
говоря, человеческий дух Энгельс считает не случайным явлением, а
проявлением необходимого, а на языке классической философии,
атрибутивного свойства мировой материи. "...У нас есть уверенность в
том, - пишет он в этой связи, - что материя во всех своих превращениях
остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не
может- быть утрачен и что поэтому с той же самой железной
необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший
цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в
другом месте и в другое время".
Но что же именно понимает Энгельс под атрибутами, т. е. неотъемлемыми
качествами материи? Прежние материалисты считали атрибутом материи
движение. Так считали англичанин Джон Толанд и французские материалисты.
Энгельс тоже считает, что движение есть способ существования материи.
"Но движение материи, - пишет Энгельс, - это не одно только грубое
механическое движение, не одно только перемещение; это - теплота и свет,
электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и
разложение, жизнь и, наконец, сознание... Неуничтожимость движения надо
понимать не только в количественном, но и в качественном смысле".
Иначе говоря, по Энгельсу, в мире постоянно сохраняется не только
определенное количество движения, - это было понятно уже Декарту и
Галилею, - но постоянно сохраняются и основные формы движения, которых
Энгельс насчитывает всего пять: механическая, физическая, химическая,
биологическая и социальная. Явление сознания Энгельс связывает только с
социальной формой движения материи, т. е. с обществом. Но ни в коем
случае не с биологической, как это делал прежний материализм. Правда, в
середине XIX века появляется так называемый вульгарный материализм
Бюхнера, Фогта и Молешотта, в котором непосредственно отождествляется
идеальное с материальным, а именно с функцией телесного органа -
головного мозга человека. Впоследствии, вплоть до настоящего времени,
возобладало именно такое понимание "идеального". Восстановить
марксовско-энгельсовское понимание идеального попытался только известный
советский философ Э.В. Ильенков.
По С.Н. Мареев, Е.В. Мареева "История философии" М.
Академпроект, 2003 |