|
Виндельбанд (Windelband) Вильгельм (11.05.1848, Потсдам, - 22.10.1915,
Гейдельберг), глава баденской школы неокантианства. Профессор в Цюрихе
(1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903).
Виндельбанд известен своими трудами по истории философии ("История
древней философии", "История новой философии"), в которых философские
системы прошлого излагаются с кантианских позиций. "Понять Канта значит
выйти за пределы его философии" и
Виндельбанд устраняет из учения Канта "вещь в себе". Философию В.
определяет как "... критическую науку об общеобязательных ценностях" ,
как "исследование условий и предпосылок нашего мышления, переживания,
поступков и т.д.".
Виндельбанд критически относится к абсолютизации факта и опыта,
свойственной позитивистам. Факт не объясняет, а требует объяснения. Опыт
- результат, а не предпосылка познания.
Если Кант уповал на принцип тренсцендентализма, означающий существование
априорных форм, то Виндельбанд увидел за этими формами "вечные
ценности". Религиозные, этические и эстетические ценности ставит выше
логических. Мир ценностей, по Виндельбанду, объективен и абсолютен.
Отец аксиологии - философского учения о ценностях как фундаменте мира
культуры.
Виндельбанда интересует знание о "должном", то есть знание о том, что
должно быть. Идеалы, предпочтения, цели, убеждения - вот что интересует
Виндельбанда в первую очередь.
Мир культуры, по Виндельбанду, является произведением человека. Но
человек создает, исходя из абсолютных ценностей, а потому в
содержательном плане он не творец, а исполнитель, т.е. в строгом смысле
не является субъектом.
Превратив кантовский трансцендентальный идеализм в философию культуры,
Виндельбанд указывает на отличительный признак любого трансцендентализма
- абсолютные начала культуры в нем не выводятся из чего-то другого, а
постулируются в качестве самодостаточных.
Впервые стал различать науки о природе и науке о духе только по
присущему им методу исследований. По Виндельбанду, "... после Канта
философия обрела свой подлинный предмет, которым является исследование
условий и предпосылок нашего мышления, переживания, поступков и т.д." По
убеждениям Виндельбанда, к изучению предмета предпочтителен исторический
подход, поскольку исторический взгляд раскрывает недоступный
естествознанию смысл и ценность каждой вещи. |