ВИЛЬГЕЛЬМ ВИНДЕЛЬБАНД

 

Вильгельм Виндельбанд

Виндельбанд (Windelband) Вильгельм (11.05.1848, Потсдам, - 22.10.1915, Гейдельберг), глава баденской школы неокантианства. Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903). Виндельбанд известен своими трудами по истории философии ("История древней философии", "История новой философии"), в которых философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. "Понять Канта значит выйти за пределы его философии" и
Виндельбанд устраняет из учения Канта "вещь в себе". Философию В. определяет как "... критическую науку об общеобязательных ценностях" , как "исследование условий и предпосылок нашего мышления, переживания, поступков и т.д.".
Виндельбанд критически относится к абсолютизации факта и опыта, свойственной позитивистам. Факт не объясняет, а требует объяснения. Опыт - результат, а не предпосылка познания.
Если Кант уповал на принцип тренсцендентализма, означающий существование априорных форм, то Виндельбанд увидел за этими формами "вечные ценности". Религиозные, этические и эстетические ценности ставит выше логических. Мир ценностей, по Виндельбанду, объективен и абсолютен.
Отец аксиологии - философского учения о ценностях как фундаменте мира культуры.
Виндельбанда интересует знание о "должном", то есть знание о том, что должно быть. Идеалы, предпочтения, цели, убеждения - вот что интересует Виндельбанда в первую очередь.
Мир культуры, по Виндельбанду, является произведением человека. Но человек создает, исходя из абсолютных ценностей, а потому в содержательном плане он не творец, а исполнитель, т.е. в строгом смысле не является субъектом.
Превратив кантовский трансцендентальный идеализм в философию культуры, Виндельбанд указывает на отличительный признак любого трансцендентализма - абсолютные начала культуры в нем не выводятся из чего-то другого, а постулируются в качестве самодостаточных.
Впервые стал различать науки о природе и науке о духе только по присущему им методу исследований. По Виндельбанду, "... после Канта философия обрела свой подлинный предмет, которым является исследование условий и предпосылок нашего мышления, переживания, поступков и т.д." По убеждениям Виндельбанда, к изучению предмета предпочтителен исторический подход, поскольку исторический взгляд раскрывает недоступный естествознанию смысл и ценность каждой вещи.

 
   
Назад

Hosted by uCoz