 |
Вебер (Weber) Макс (21.04.1864, Эрфурт, - 14.06.1920, Мюнхен), немецкий
социолог, историк, экономист и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге,
Гейдельберге, Мюнхене. Диапазон научной деятельности Вебера очень широк:
аграрная история древнего мира и исследование положения ост-эльбских
крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология
общественных наук. В отличие от психологизирующей методологии истории В.
Дильтея и идиографизма Г. Риккерта, в теории социологического познания
Вебер придавал большое значение единству принципа причинности и теории
"понимания". Задача социологии, по Веберу, дать "понимание",
интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта
интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью
причинного объяснения индивидуального события. Вебер даёт типологию
индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. В
методологии социальных наук Вебер выдвинул теорию идеальных типов как
средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных исторических
явлений. Идеальные типы являются абстрактными конструкциями, мысленными
построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в
качестве исследовательского средства. В теории идеальных типов Вебер
ставит важные вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней
познания, пытается дать анализ процесса образования научных абстракций.
Теория идеальных типов позволила ему в значительной мере преодолеть
плоский эмпиризм, а с другой - философско-исторические спекулятивные
построения.
Метод Вебера - метод "понимающей истории" - это не эмпиризм и не
теоретизм, а том органический сплав логики и исторического факта,
которого до него достигал только Маркс.
Методология Вебера - это методология единства логического и
исторического. Как и у Маркса, логика состоит не просто в этом единстве,
но и в том, что она добывается из самой истории. Именно таково понятие
"идеального типа" в Вебера, которое, по словам А.И. Неусыхина, есть
"...орудие познания исторической действительности, взятое из нее самой".
Ход развития социальной науки у Маркса и Вебера общий - история - логика
- история. Это именно триада, или, что то же самое, отрицание отрицания.
Учение о капиталистической рационализации труда. Пессимизм, связанный с
неустранимостью отчуждения в рамках капитализма и социализма. |