ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА

 

 

Основная черта философского мировоззрения Д. - дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяжённой" субстанции. Впервые в новоевропейской философии преодолел противоположность сенсуализма и рациоализма за счет введения в свою философию принципа деятельности, чем намного опередил свое время. "Этика", "Трактат об усовершенствовании интеллекта". От дуализма Декарта к философскому монизму. Единая субстанция (Бог или Природа), атрибутами (неотъемлемыми свойствами) которой являются протяжение и мышление. Понимание. Адекватное познание. Спиноза воспроизводит максиму стоиков "Не плакать и не смеяться, а понимать". Но для Спинозы это не идеал холодного рассудка: для него само познание выступает в качестве высшего аффекта, высшей страсти. Впервые свобода понята как познанная необходимость. Произвол же делает человека полностью зависимым от обстоятельств. Свобода как возможность действовать в соответствии с понятой сущностью вещей, согласно их природе, законам, которыми управляется их развитие. Мышлением обладают только те тела, которые способны к деятельности. Эмпиризм. Сугубо индивидуальный опыт. "Опыты о человеческом разумении". Нет ничего в разуме, что до этого не было бы в чувствах. Теоретическое осмысление сводится к перекомбинации уже известного, без появления нового знания. Отрицание материальной субстанции, но признание духовной субстанции и бессмертия души. Отрицание развития, эволюции природы. Сущность вещи, по Локку, это не закон, лежащий в ее основе, а ее строение. Строение - реальная сущность. Вид и род - номинальная сущность. Мир - набор отдельных тел, о которых известны только их отдельные свойства. Примитивизм. Объективность первичных качеств (форма, число, плотность) и субъективность вторичных качеств (вкус, цвет). Но и Локку, отрицающему разум и признающему только способность чувствовать, не удается обойтись без разума. Ввел деление философов на материалистов и идеалистов. Именно он впервые указал на истоки этих двух направлений в философии, рассуждая о них как о линии, идущей от Демокрита и Эпикура, с одной стороны, и от Платона - с другой. "Новые опыты о человеческом разумении". Природа непрерывна и не делает скачков. Множественность субстанций - монад. Монада - духовная единица бытия.  В этом ее отличие от атома. Монады пояывляются только в акте божественного творения. (Привлечение теологии на службу философии). Мистика и спиритуализм. Французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения. Профессор Седанской академии (1675-82) и Роттердамского университета (1681-92). Мировоззрение Бейля сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естественнонаучных открытий 17 в. Основное произведение - "Исторический и критический словарь". Бейль от идей веротерпимости и религиозного индифферентизма пришёл к религиозному скептицизму и выразил сомнение в возможности рационального обоснования религиозных догматов, утверждал независимость морали от религии. Скептицизм Бейля распространяется и на философию и науку, которым, по Бейлю, не может быть приписана безусловная достоверность, а только вероятность. "Словарь" сыграл исключительную роль в развитии европейского свободомыслия. Влияние Бейля испытали прежде всего французские просветители - Вольтер, энциклопедисты, а также Л. Фейербах. Предтеча Просвещения. Секретарь Парижской Академии наук. Материализм. Подчеркивал значение прогресса научных знаний и основанной на них техники для овладения силами природы. Сочетал декартову механику с учением Бруно о безграничности Вселенной, о множественности и населенности ее миров. Просветитель. Систематизация лейбницевской философии. Ввел неологизм "онтология" (учение о бытии). Отделяет бытие от мышления. Превращает философию из науки о мышлении, как ее понимал Аристотель, в "мировую мудрость" или науку обо всем. Слепое и некритичное использование спинозовского геометрического способа изложения теоретических взглядов в качестве метода познания. Примитивный субъективный идеализм. Отрицание материи. Привел все аргументы, которые вообще могут быть приведены против материализма с позиций сенсуализма. "Трактат о принципах человеческого знания". Главный аргумент - материя не дана нам в ощущениях. (Дунс Скот - Оккам - Локк - Беркли). Мы видим яблоки, груши, но не видим фрукта (не видим материю). Все в природе можно объяснить, не прибегая к понятию материи. Попытка объяснить явление не из его природы, не из его собственного основания и причины, а из того, что оно производит в нас "такие-то идеи". Не ощущения зависят от вещей, а вещи от ощущений. Любое качество вторично. Каждый ощущает мир индивидуально, но одинаковые представления у людей о вещах и процессах вызывает бог. Субстанция - это бог. Просветитель. Основоположник "географического направления" в социальных науках: на темперамент людей и общественно-государственный строй у него влияет, в частности, климат. По своим философским взглядам Вольтер - деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, Вольтер не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии Вольтер видел и узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок. Сочувствуя народу, Вольтер испытывал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде "революции сверху", осуществляемой "просвещенным" монархом в интересах нации. Просветитель. Скептицизм. Атеизм. Эмпиризм. Все в мире относительно, познание абсолютной истины невозможно. Отрицание субстанции вообще, как материальной, так и божественной. Отказ от истины вообще и от науки вообще. Идея, по Юму, это только слабый образ чувственного впечатления. У Платона идея - это не образ, а прообраз вещи, ее всеобщая сущность. Попытка создания аналога ньютоновской механики применительно к человеку. Ум, по Юму, занимается только установлением отношений между идеями. Отрицание причинности. Отрицание души как некого единичного и неделимого. Отказ признать объективность впечатлений в общепринятом смысле. Лишение человека его внутренней активности. Отрицание свободы воли. Философия "выжженной земли". Просветитель. Впервые в истории общественной мысли заговорил о расхождении между тем, что сегодня называют "научно-техническим прогрессом" и состоянием человеческой нравственности. Противостояние культуры и природы. Ввел понятие отчуждения человека от человека, в основе которого лежит частная собственность. Первый противник частной собственности. Выход из противоречий, порождаемых собственностью, видел в уравнивании собственности. Собственность не является естественным правом, она продукт исторического развития. Идеализация природного состояния человека. Ощущение заложено в самом фундаменте материи как ее всеобщее свойство.  Социальный тип. Извращение общественного сознания. Социальная диалектика. Понятие ощущения соединяет с понятием интереса, общественной практикой. Воспитание определяет все! Заложил основу теории социальной среды (вместе с Гольбахом). Упразднение метафизики. Критика формальной логики, которой пользовалась метафизика, поскольку эта логика не позволяет получать новое знание. Стремление создать новую логику - транцендентальную логику. Трансцендентальное - это то, что лежит между имманентным и прансцендентным, между субъектом и объектом познания. Для человека, как субъекта познания, трансцендентальное - это мир человеческой культуры, без которого никакое познание невозможно. Кантовская тренсцендентальная логика - по существу логика синтеза.  Атомом формальной логики является суждение, тогда как важна логика образования суждений. Логика Канта - это правила творческой деятельности, правила синтеза нового знания. Первым сказал, что философия должна не объяснять мир, а изменять его. Действовать - вот лозунг Фихте. Роль воображения. Понять себя невозможно иначе, как соотнося себя с чем-то другим. Субстанция познавательных способностей человека - деятельность воображения. Различает продуктивное и репродуктивное воображение. Субъективный идеализм в том, что воспроизводимый нами предмет не существует независимо от нас, а лишь воспринимается нами в таком качестве. Теоретическая и духовная деятельность взрослого человека как конструирование в фантазии. Познание человека происходит не непосредственно, но опосредованно культурой всего человечества. Свободу народа Фихте ставит так же высоко, как и свободу отдельной личности. И эту свободу необходимо отстаивать. Практика - не только как нравственное действие, но как реальное переустройство окружающего нас мира.
Декарт
1596–1650
Спиноза
1632–1677
Локк
1632–1704
Лейбниц
1646–1716
Бейль
1647–1706
Фонтенель
1657–1757
Вольф
1679–1754
Беркли
1685-1753
Монтескье
1689–1755
Вольтер
1694–1778
Юм
1711-1776
Руссо
1712–1778
Дидро
1713–1784
Гельвеций
1715–1771
Кант
1724–1804
Фихте
1762–1814
 

1600 

   

1700    

 1703 Основание Санкт-Петербурга
   

Назад

   

 
Hosted by uCoz