ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ

 

Иоганн Готлиб Фихте

Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (19.05.1762, Рамменау, — 29.01.1814, Берлин). Немецкий философ и общественный деятель, представитель нем. классического идеализма. Написанный под влиянием И. Канта "Опыт критики всяческого откровения" (изд. анонимно в 1792) был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Профессор Иенского университета , был вынужден оставить его из-за обвинений в проповеди атеизма. Профессор и ректор (1810-12) Берлинского университета.
Первым сказал, что философия должна не объяснять мир, а изменять его. Действовать - вот лозунг Фихте. Роль воображения. Понять себя невозможно иначе, как соотнося себя с чем-то другим. Субстанция познавательных способностей человека - деятельность воображения. Различает продуктивное и репродуктивное воображение.
Субъективный идеализм в том, что воспроизводимый нами предмет не существует независимо от нас, а лишь воспринимается нами в таком качестве. Теоретическая и духовная деятельность взрослого человека как конструирование в фантазии.
Необходимость культивировать у детей в первую очередь фантазию, а не умение "бегло рассуждать".
Познание человека происходит не непосредственно, но опосредованно культурой всего человечества.
Путь приобщения к культуре - это воспитание и образование. Активная просветительская деятельность самого Фихте.
Свободу народа Фихте ставит так же высоко, как и свободу отдельной личности. И эту свободу необходимо отстаивать. Практика - не только как нравственное действие, но как реальное переустройство окружающего нас мира.
Дело-действие. Действие есть назначение всякой мысли и всякого переживания, которые сами по себе никакой цены не имеют. Цель действия - изменение "Я", совершенствование человека.
Философия Фихте оказала большое влияние на развитие нем. классического идеализма - раннего Фихте В. Шеллинга и отчасти Г. Гегеля, а также на формирование философско-эстетических идей йенских романтиков. В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Фихте, подвергли его философию разносторонней критике. Критическая оценка философии Ф. была дана Марксом и Энгельсом, которые показали, что учение Фихте о субъекте есть "... метафизически переряженный дух в его оторванности от природы... ".

 
   
Назад

Hosted by uCoz