ПЬЕТРО ПОМПОНАЦЦИ

 

Пьетро Помпонацци

Помпонацци (Pomponazzi) Пьетро (16.09.1462, Мантуя, - 18.05.1525, Болонья). Глава перипатетической школы Возрождения. Его творчество - рождение нового философского содержания в устаревшей форме. Трактаты "О бессмертии души", "О причинах естественных явлений", "О фатуме, свободе воли и предопределении". Отрицание личного спасения и личного бессмертия. Исследование проблемы индивидуального ума и души. Человеческий ум - страдательный. Деятельный ум - это ум высших сущностей. Человеческая душа смертна. Познание человеком всеобщего в единичном возможно лишь при условии, если с миром общаются всесторонним образом, а не одной частью тела или одним органом. Универсальность мышления объясняется универсальностью действий человека во всей полноте его телесной организации. И только человек пользуется всем своим телом в качестве органа мышления. универсальность разума у Помпонацци достигается не ограничением, а расширением участия тела в познании. Идеальность души предполагает ее телесность. Отказ от антагонизма материи и духа. Душа производна от тела, происходит из способа его существования. Аристотелевская мысль об универсальности бестелесного человеческого ума у Помпонацци трансформируется в представление об универсальности действий человеческого тела. Тело человека - это единственное тело в универсуме, которое стремится воспроизводить в своих действиях природу других тел. Исподволь в учении Помпонацци место разума как страдательной способности занимает разум в форме разумных универсальных действий человеческого тела. Но тем самым наполняется новым смыслом и представление о смертной душе человека. В ней появляется момент бессмертия и налет идеальности, неизвестные животным. Но это лишь благодаря активности разума, выраженной в форме телесных действий. Отдельное может стать общим через универсальную телесную деятельность. Счастье - не теория, а нравственная практика. Бессмертие - мера человеческого в человеке. В мире действуют не добрые и злые силы чудесным образом, а причины объективного порядка. (См. С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, "История философии", М., Академпроект, 2003, с. 243-260).

У Помпонацци человек бессмертен только в отношении целей души, а не ее самой.

Изначально предположив двойственную природу человека, материальную и идеальную, Помпонацци в итоге не просто склоняется к единству человеческой природы. Он закладывает основу для объяснения единой сущности человека как подчинения материального идеальным. Питающая и ощущающая душа у Помпонацци должна подчиниться душе разумной.
Разумная душа есть само человеческое тело, способное преодолевать свою природную ограниченность. Через нравственное действие бессмертие обретает не одна душа, но человек. Через смерть человек способен обрести бессмертие - бессмертие личности в мире культуры, которое не просто допускает, а предполагает диалектический материализм.
Когда я действую универсально, мое телесное действие из материальной функции превращается в нечто идеальное, в котором представлено другое - мера другого тела, а также мера человеческого в человеке.
Разумная душа руководствуется не мерой космоса в виде идей разума, а собственной мерой в форме нравственного идеала.
Момент нематериальности и бессмертности в смертной душе представлен в добродетели - собственной мере человека, в которой по сути снята природная мера; то есть культура, как снятая натура есть превышение меры природы. В человеке природа превышает саму себя, выходит за свои же пределы.
Помпонацци заложил основы ренессансного трактования души человека. В отличие от Фомы, исходя из универсальности человеческого интеллекта, он обосновывает смертность души. Помпонацци делает ставку не на деятельный, а на страдательный ум в учении Аристотеля.
Субъект мышления - сам разум, но орудие разума - все тело человека. Универсальность мышления Помпонацци объясняет универсальностью действий человека во всей полноте его телесной организации. И только человек пользуется всем своим телом в качестве органа мышления. Универсальность разума достигается не ограничением, а расширением участия тела в познании.
Двойственность Помпонацци (душа смертна, но в некотором отношении бессмертна) объясняется тем, что переходя на позиции материализма он не может отказать душе человека в идеальности.
Если у Ф. Аквинского идеальность души предполагает ее бестелесность, то у П. Помпонацци в свете гуманистических идей Возрождения идеальность души уже не отрицает, а наоборот, предполагает ее телесность.
Отказ от средневековых представлений о духе как антагонисте материи. Новизна толкования разумной души у Помпонацци в том, что она производна от тела, происходит из способа его существования.
Мысль об универсализме человеческого ума у Помпонацци трансформируется в представление об универсализме действий человеческого тела. Тело человека - это единственное тело в универсуме, которое стремится воспроизвести в своих действиях природу других тел.
Помпонацци делает важный шаг на пути к философской позиции, в рамках которой как раз и сложилось культурно-историческое объяснение человеческой души. И такая подвижка связана с новым пониманием способа действия человека. Ведь именно потому что в своих действиях человек преодолевает положенную устройством тела границу, его душа из материальной функции превращается в нечто, подобное деятельности, и из сугубо материальной становится душой идеальной.
Разум является активной способностью человека, неотделимой от полноценного и всестороннего существования индивида. Возрожденческая мысль о человеке как универсальном существе, в противоположность универсальности одного лишь ума… ...позволяет Помпонацци преобразовать страдательный ум Аристотеля в новую разновидность активного ума, неизвестную античности. Исподволь в учении Помпонацци место разума как страдательной способности занимает разум в форме разумных универсальных действий человеческого тела.
(Е.В. Мареева "Проблема души в классической и неклассической философии", М. Академический проект, 2003)

 
   
Назад

Hosted by uCoz