УИЛЬЯМ ОККАМ

 

к

Уильям Оккам

Оккам (Ockham, Occam) Уильям (около 1285, Оккам, графство Суррей, - 1349, Мюнхен), английский философ, логик и церковно-политический писатель, представитель поздней схоластики. Монах-францисканец. Учился и преподавал в Оксфорде. В 1323 в связи с обвинением в ереси был вызван папой Иоанном XXII в Авиньон, где находился в течение 4 лет. С 1328 жил в Мюнхене при дворе противника папы императора Людвига Баварского, которому Оккам, по преданию, сказал: "Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером". Как политический писатель Оккам выступал против претензий папы на светскую власть, против абсолютизма церковной и светской власти; отстаивал принцип "евангелической бедности", предвосхитив во многом идеи Реформации. Оккам был главным представителем номинализма 14 в. Считая, что реальным существованием обладают только единичные субстанции и их абсолютные свойства, Оккам полагал, что вне мышления т. н. универсалии суть только имена, термины, обозначающие классы имен: термины первой и второй интенции. Терминам первой интенции соответствуют науки "реальные" (о реальных предметах), терминам второй интенции - "рациональные" (логика, грамматика и т.п.). Оккам был одним из крупнейших логиков средневековья. В частности, ему принадлежит идея о том, что значение термина всецело определяется его функцией в высказывании; в разработанной им теории консеквенции он фактически различал материальную и формальную импликацию, сформулировал двойственности принцип для конъюнкции и дизъюнкции. Первичным познанием, по Оккама, является интуитивное, которое включает внешние восприятия и интроспекцию. Понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки: "сущности не следует умножать без необходимости". Этот принцип, получивший название "бритвы Оккама", сыграл важную роль в борьбе против средневекового реализма, теории "скрытых качеств" и т.п. Считая, что между единичными субстанциями не может существовать необходимой связи, Оккам ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирических констатаций. Оккам выступал за разделение сфер философии и теологии , догматы религии - сверхразумные предписания, относящиеся не к разуму, а к вере и воле. Причём воле Оккам, как и Иоанн Дунс Скот, отдавал приоритет перед разумом. Оккам оказал значительное влияние на последующее развитие логики и философии, особенно на Ж. Буридана, Николая из Отрекура и Т. Гоббса.

 
   
Назад

Hosted by uCoz