ВОЛЬТЕР

 

Вольтер

Вольтер (Voltaire) [псевдоним; настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж, - 30.05.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Член французской академии (1746). Сын нотариуса; окончил иезуитский коллеж. В 1717 заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 выслан в Англию. Английские впечатления Вольтера отражены в "Философских письмах", в которых он показал, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм; это сочинение было осуждено французским парламентом на сожжение (1734). В течение 10 лет Вольтер жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 Вольтер был приближен ко двору Людовика XV, в 1750-1753 - прусского короля Фридриха II. В 1754 поселился близ Женевы, но не нашёл себе места и в передовой кальвинистской республике: с 1758 обосновался в своём имении Ферне на границе Франции и Швейцарии. Слова "раздавите гадину" (т. е. католическую церковь) - девиз Вольтера этих лет. Его творчество подчинено борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. В 60-е гг. наряду с идеалом просвещённой монархии Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства. Вольтер являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. С ним были вынуждены считаться европейские монархи; Екатерина II, Фридрих II, Густав III и другие домогались его дружбы. Возвращение в Париж в феврале 1778 превратилось в триумф писателя.
По своим философским взглядам Вольтер - деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, Вольтер не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии Вольтер видел и узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок. Сочувствуя народу, Вольтер испытывал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде "революции сверху", осуществляемой "просвещенным" монархом в интересах нации. Исторические труды "Век Людовика XIV", "Опыт о нравах и духе народов", "История Российской империи в царствование Петра Великого" явились важной вехой европейской историографии. Основное внимание Вольтер уделял не королям и полководцам, а истории самих народов, их нравам, обычаям, культуре. Отвергая идею провиденциализма, Вольтер выдвигал принцип прогрессивной эволюции человечества, понимая, однако, прогресс абстрактно-идеалистически.
Наибольшее значение в художественном наследии Вольтера имеют его философские повести: "Задиг, или Судьба", "Мемнон, или Человеческая мудрость", "Микромегас", "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный", "Вавилонская принцесса". Содержание этих повестей - не частная жизнь героев, а философская идея, касающаяся мира в целом, проблемы "мирового зла". Вольтер создал особое искусство мысли, где за столкновением персонажей стоит столкновение идей и развитие сюжета подчиняется логике философских положений. Влияние В. на развитие просветительской мысли было очень значительным. Термин "вольтерьянец" стал нарицательным.

 
   
Назад

Hosted by uCoz