 |
Вольтер (Voltaire) [псевдоним;
настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж,
- 30.05.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Член
французской академии (1746). Сын нотариуса; окончил иезуитский коллеж. В
1717 заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 выслан в
Англию. Английские впечатления Вольтера отражены в "Философских
письмах", в которых он показал, что общественный строй Англии
превосходит французский, где господствует абсолютизм; это сочинение было
осуждено французским парламентом на сожжение (1734). В течение 10 лет
Вольтер жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 Вольтер был приближен ко
двору Людовика XV, в 1750-1753 - прусского короля Фридриха II. В 1754
поселился близ Женевы, но не нашёл себе места и в передовой
кальвинистской республике: с 1758 обосновался в своём имении Ферне на
границе Франции и Швейцарии. Слова "раздавите гадину" (т. е.
католическую церковь) - девиз Вольтера этих лет. Его творчество
подчинено борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. В 60-е гг.
наряду с идеалом просвещённой монархии Вольтер выдвигал идеал республики
как наиболее разумной формы государственного устройства. Вольтер являлся
наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. С
ним были вынуждены считаться европейские монархи; Екатерина II, Фридрих
II, Густав III и другие домогались его дружбы. Возвращение в Париж в
феврале 1778 превратилось в триумф писателя.
По своим философским взглядам Вольтер - деист, последователь Дж. Локка,
И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы,
Вольтер не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи
движение и способность ощущать и мыслить. В религии Вольтер видел и узду
моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную
собственность и общественный порядок. Сочувствуя народу, Вольтер
испытывал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде
"революции сверху", осуществляемой "просвещенным" монархом в интересах
нации. Исторические труды "Век Людовика XIV", "Опыт о нравах и духе
народов", "История Российской империи в царствование Петра Великого"
явились важной вехой европейской историографии. Основное внимание
Вольтер уделял не королям и полководцам, а истории самих народов, их
нравам, обычаям, культуре. Отвергая идею провиденциализма, Вольтер
выдвигал принцип прогрессивной эволюции человечества, понимая, однако,
прогресс абстрактно-идеалистически.
Наибольшее значение в художественном наследии Вольтера имеют его философские
повести: "Задиг, или Судьба", "Мемнон, или Человеческая мудрость",
"Микромегас", "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный", "Вавилонская
принцесса". Содержание этих повестей - не частная жизнь героев, а
философская идея, касающаяся мира в целом, проблемы "мирового зла".
Вольтер создал особое искусство мысли, где за столкновением персонажей
стоит столкновение идей и развитие сюжета подчиняется логике философских
положений. Влияние В. на развитие просветительской мысли было очень
значительным. Термин "вольтерьянец" стал нарицательным. |