|
Немецкий философ и учёный, родоначальник нем.
классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончил
университет и был доцентом и профессором университета. В философском
развитии Канта различают два периода - "докритический" и "критический".
В так называемый "докритический" период Кант признаёт возможность
умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе
("метафизики", согласно принятой тогда терминологии); в т. н.
"критический" период - отрицает способность такого познания на основании
предварительного исследования форм познания, источников и границ наших
познавательных способностей.
В "докритический" период ("Всеобщая естественная история и теория неба")
Кант разработал "небулярную" космогоническую гипотезу об образовании
планетной системы из первоначальной "туманности", т. е. из огромного
облака диффузного вещества, чем впервые было поколеблено представление,
будто природа не имеет никакой истории во времени. В то же время Кант
высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей
Галактики, доказал замедление - в результате приливного трения -
суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности
движения и покоя. В биологии Кант наметил идею генеалогической
классификации животного мира, в исследованиях по антропологии выдвинул
идею естественного развития человеческих рас. Параллельно с этими
естественнонаучными работами Кант написал в "докритический" период ряд
философских работ. В них он наметил - под влиянием эмпиризма и
скептицизма английского философа Д. Юма - различие между основанием
реальным и логическим, осмеял увлечение некоторых своих современников
так называемым "духовидением" и др.
Главными произведениями критического периода стали "Критика чистого
разума" , "Критика практического разума" и "Критика способности
суждения". Основу всех трёх "Критик" составляет учение Канта о явлениях
и о вещах, как они существуют сами по себе, - "вещах в себе". Познание
наше начинается, по Канту, с того, что "вещи в себе" воздействуют на
органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке
своего учения Кант - материалист. Но в учении о формах и границах
познания Кант - идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения
нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать
никакого теоретического знания "о вещах в себе". Вещи эти непознаваемы.
Правда, эмпирические знания о вещах могут неограниченно расширяться и
углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию "вещей в
себе".
В логике Кант проводил различие между обычной, или общей, логикой,
которая исследует формы мысли, отвлекаясь от вопросов об их предметном
содержании, и логикой трансцендентальной, которая исследует в формах
мышления то, что сообщает знанию априорный, всеобщий и необходимый
характер. Основной для него вопрос - об источниках и границах знания -
Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических (т. е.
дающих новое знание) суждений в каждом из трёх главных видов знания -
математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном
познании истинно-сущего). Решение этих трёх вопросов "Критики чистого
разума" Кант приурочивает к исследованию трёх основных способностей
познания - чувственности, рассудка и разума.
Изобилующее противоречиями учение К. оказало огромное влияние на
последующее развитие научной и философской мысли. Своим учением об
антиномиях разума К. сыграл выдающуюся роль в развитии диалектики. |