|
Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (19.05.1762, Рамменау, — 29.01.1814,
Берлин).
Немецкий философ и общественный
деятель, представитель нем. классического идеализма. Написанный под
влиянием И. Канта "Опыт критики всяческого откровения" (изд. анонимно в
1792) был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Профессор
Иенского университета , был вынужден оставить его из-за обвинений в
проповеди атеизма. Профессор и ректор (1810-12) Берлинского
университета.
Первым сказал, что философия должна не объяснять мир, а изменять его.
Действовать - вот лозунг Фихте. Роль воображения. Понять себя невозможно
иначе, как соотнося себя с чем-то другим. Субстанция познавательных
способностей человека - деятельность воображения. Различает продуктивное
и репродуктивное воображение.
Субъективный идеализм в том, что воспроизводимый нами предмет не
существует независимо от нас, а лишь воспринимается нами в таком
качестве. Теоретическая и духовная деятельность взрослого человека как
конструирование в фантазии.
Необходимость культивировать у детей в первую очередь фантазию, а не
умение "бегло рассуждать".
Познание человека происходит не непосредственно, но опосредованно
культурой всего человечества.
Путь приобщения к культуре - это воспитание и образование. Активная
просветительская деятельность самого Фихте.
Свободу народа Фихте ставит так же высоко, как и свободу отдельной
личности. И эту свободу необходимо отстаивать. Практика - не только как
нравственное действие, но как реальное переустройство окружающего нас
мира.
Дело-действие. Действие есть назначение всякой мысли и всякого
переживания, которые сами по себе никакой цены не имеют. Цель действия -
изменение "Я", совершенствование человека.
Философия Фихте оказала большое влияние на развитие нем. классического
идеализма - раннего Фихте В. Шеллинга и отчасти Г. Гегеля, а также на
формирование философско-эстетических идей йенских романтиков. В
дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Фихте,
подвергли его философию разносторонней критике. Критическая оценка
философии Ф. была дана Марксом и Энгельсом, которые показали, что учение
Фихте о субъекте есть "... метафизически переряженный дух в его
оторванности от природы... ". |