|
Дидро (Diderot) Дени (05.10.1713, Лангр, — 31.07.1784, Париж).
Французский писатель, философ-просветитель. Ранние философские сочинения ("Философские мысли",
1746, сожжённые по решению французского парламента, "Аллеи, или Прогулка
скептика", 1747) написаны в духе деизма. Философское сочинение "Письмо о
слепых в назидание зрячим", последовательно материалистическое и
атеистическое, было причиной ареста Дидро По выходе из тюрьмы Дидро стал
редактором и организатором "Энциклопедии, или Толкового словаря наук,
искусств и ремёсел" (1751-80). Вместе с другими просветителями Дидро
сумел сделать Энциклопедию не только системой научного знания той эпохи,
но и могучим оружием в борьбе с феодальными порядками и религиозной
идеологией. Несмотря на преследования реакции, Дидро довёл издание
Энциклопедии до конца. В 1773-74 Д. по приглашению Екатерины II приехал
в Россию. Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить
её к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ.
В своих философских сочинениях (важнейшие из них: "Мысли об объяснении
природы", "Разговор д'Аламбера с Дидро", "Сон д'Аламбера", "Философские
принципы материи и движения", "Элементы физиологии") Дидро отстаивал
материалистические идеи, рассматривая всё сущее как различные
формообразования единой несотворённой материи. Согласно Дидро, материя
качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития;
задолго до Ч. Дарвина Дидро высказал догадку о биологической эволюции.
Основывая теорию познания на сенсуализме Дж. Локка, Дидро в то же время
полемизировал с механистическим материализмом своего века, сводившим
сложные процессы духовной жизни к простой комбинации ощущений
("Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек""). Отрицая
божественное происхождение королевской власти, Дидро придерживался
теории общественного договора, но, как и Вольтер, со страхом относился к
самостоятельному движению низов и связывал свои надежды с просвещённым
монархом. В последний период жизни склонялся к идее республики, но
считал её мало пригодной в условиях большого централизованного
государства.
Самое значительное произведение Дидро "Племянник Рамо" написано в форме
диалога между философом и племянником известного французского
композитора Рамо. Диалог не имеет строго определённой темы, но обладает
внутренним единством, за каждым высказыванием стоит личность
собеседника, его характер, концепция бытия, мировоззрение. Рамо - нищий
музыкант, представитель парижской богемы, человек аморальный, циничный,
беспринципный, друг реакционных продажных журналистов, паразит и
прихлебатель в домах богатых аристократов - продукт разложения "старого
порядка". Но аморальное поведение Рамо находит своё объяснение в
состоянии современного общества. Рамо отвергает нравственные нормы
общества, воспринимая их как силу от него отчуждённую, ему враждебную, а
потому злую, и единственную жизненную ценность видит в удовлетворении
своих естественных страстей и стремлений. Своим аморальным поведением и
своими циническими высказываниями Рамо разоблачает окружающий его мир,
срывает с общества его лицемерную маску, обнажает его существо. Но Рамо
разоблачает нежизненность и отвлечённость и идеалов философа. Он ясно
понимает, что главной силой становится богатство, а покуда властвует
нужда, всякая свобода призрачна, все принимают позы, играют роли и никто
не бывает самим собой. Признавая в конце диалога, что единственно
свободной личностью является Диоген в бочке, философ сам утверждает
нежизненность своих идеалов. |