 |
(12.03.1685, близ Килкенни, Ирландия, - 14.01.1753, Оксфорд).
Английский философ, представитель субъективного идеализма. Родился в английской
дворянской семье. Учился в Дублинском университете. С 1734 епископ в
Клойне (Ирландия). Выступил с критикой понятия материи как вещественной
основы (субстанции) тел, а также учения И. Ньютона о пространстве как
вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий
материи и пространства. Согласно Беркли, невозможно образовать общие
идеи пространства и материи, отвлекаясь от частных свойств отдельных
вещей: у нас нет чувственного восприятия материи как таковой. В
противоположность Локку Беркли утверждал, что наш ум может образовать
общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются
наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам
вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Беркли выступил
против различения первичных и вторичных качеств: все качества -
вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть
воспринятыми. Отвергнув бытие материи, Беркли признавал существование
только духовного бытия, которое он делил на "идеи" и "души". "Идеи" -
воспринимаемые нами субъективные качества - пассивны, непроизвольны;
содержание наших ощущений и восприятии совершенно не зависит от нас.
Напротив, "души" деятельны, активны, могут быть причиной. Пытаясь
отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к
солипсизму, Беркли утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и
вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься
др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы
существовать как сумма "идей" в уме бога - субъекта, который вечно
существует и "вкладывает" в сознание отдельных субъектов содержание их
ощущений. Главный
аргумент - материя не дана нам в ощущениях. (Дунс Скот - Оккам - Локк -
Беркли). |