ЗЕНОН ИЗ КИТИОНА

 

Зенон из Китиона

Зенон (Zenon) из Китиона (на острове Кипр) (около 336-264 до н. э.), Основатель школы стоицизма. Обучался у киника Кратеса, представителя мегарской школы Стилпона, а также у философов Академии и Полемона. В 308 до н. э. основал собственную школу в Афинах. Сочинения Зенона дошли до нас только в отрывках.
Учение Зенона, складывавшееся в условиях формирования могущественных эллинистических государств, характеризуется преимущественно вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. Зенон строит этику на основе физики, т. е. учения о природе. Вслед за Гераклитом основой сущего Зенон провозглашает огонь, который он отождествляет с божественным логосом. Над миром господствует необходимость, или фатум, однако сам мир - живое целое, пронизанное божественным дыханием (пневмой). В человеческом поведении первичным является влечение, движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий. Учение о влечении предшествует у Зенона учению о добродетели. Цель разумного влечения - добродетельная жизнь, которую Зенон, в согласии с киниками, определял как жизнь, сообразную с природой. Добродетель есть устойчивое, самотождественное состояние познающего разума - вслед за Сократом Зенон отождествлял добро с разумом, знанием, внося в этику сильную струю рационализма (в пороках Зенон видит лишь недостаток знаний). В учении Зенона о доблестных и дурных поступках выступает важное для стоиков понятие о долге - неписаном законе, с которым отдельное лицо сообразует свои действия и в котором сказывается общая зависимость всего от объективных закономерностей природы. Напротив, страсть - чрезмерное влечение, свершающееся наперекор природе и разуму. Мудрец добровольно стремится исполнять всевластную необходимость; он добродетелен и, в силу разумности, бесстрастен.
В учении об обществе Зенон развивал космополитическое воззрение, отразившее процесс становления мирового государства. Зенон распространяет на государство закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир; благо всех выше блага отдельного лица. Политический закон совпадает для Зенона с нравственным. В педагогических идеях Зенона намечены предпосылки учения о характере. Вера Зенона в определяемость нравственного поступка мышлением связывала Зенона с сократовской традицией и оказала значительное влияние на развитие психологии и этики.

 
   
Назад

Hosted by uCoz