|
Зенон (Zenon) из Китиона (на острове Кипр) (около 336-264 до н. э.),
Основатель школы стоицизма. Обучался у киника Кратеса, представителя
мегарской школы Стилпона, а также у философов Академии и Полемона. В 308
до н. э. основал собственную школу в Афинах. Сочинения Зенона дошли до
нас только в отрывках.
Учение Зенона, складывавшееся в условиях формирования могущественных
эллинистических государств, характеризуется преимущественно вниманием к
обоснованию внутренней независимости личности. Зенон строит этику на
основе физики, т. е. учения о природе. Вслед за Гераклитом основой
сущего Зенон провозглашает огонь, который он отождествляет с
божественным логосом. Над миром господствует необходимость, или фатум,
однако сам мир - живое целое, пронизанное божественным дыханием (пневмой).
В человеческом поведении первичным является влечение, движение души,
определяющее причины отдельных человеческих действий. Учение о влечении
предшествует у Зенона учению о добродетели. Цель разумного влечения -
добродетельная жизнь, которую Зенон, в согласии с киниками, определял
как жизнь, сообразную с природой. Добродетель есть устойчивое,
самотождественное состояние познающего разума - вслед за Сократом Зенон
отождествлял добро с разумом, знанием, внося в этику сильную струю
рационализма (в пороках Зенон видит лишь недостаток знаний). В учении
Зенона о доблестных и дурных поступках выступает важное для стоиков
понятие о долге - неписаном законе, с которым отдельное лицо сообразует
свои действия и в котором сказывается общая зависимость всего от
объективных закономерностей природы. Напротив, страсть - чрезмерное
влечение, свершающееся наперекор природе и разуму. Мудрец добровольно
стремится исполнять всевластную необходимость; он добродетелен и, в силу
разумности, бесстрастен.
В учении об обществе Зенон развивал космополитическое воззрение,
отразившее процесс становления мирового государства. Зенон
распространяет на государство закон, общий для всех народов и обнимающий
весь мир; благо всех выше блага отдельного лица. Политический закон
совпадает для Зенона с нравственным. В педагогических идеях Зенона
намечены предпосылки учения о характере. Вера Зенона в определяемость
нравственного поступка мышлением связывала Зенона с сократовской
традицией и оказала значительное влияние на развитие психологии и этики. |