 |
Зенон Элейский (Zenon Eleates) (около 490-430 до н. э., Элея, Южная
Италия), развивал учение Парменида о едином, отрицая познаваемость
чувственного бытия, множественность вещей и их движения и доказывая
немыслимость чувственного бытия вообще. Аристотель считал Зенона
Элейского основателем диалектики, так как он одновременно много
занимался установлением противоречий. Зенон известен знаменитыми
парадоксами (апориями). Основная мысль апорий Зенона состоит в том, что
прерывность, множественность, движение характеризуют картину мира, как
она воспринимается чувствами. Но эта картина недостоверна. Истинная
картина мира постигается мышлением. Попытка мыслить множество приводит
математику к противоречию. Следовательно, множественность немыслима. То
же с мыслимостью движения. Диалектика Зенона Элейского основывалась на
постулате недопустимости противоречий в достоверном мышлении: появление
противоречий, возникающих при предпосылке мыслимости множественности,
прерывности и движения, рассматривается как свидетельство ложности самой
предпосылки и в то же время свидетельствует об истинности противоречащих
ей положений о единстве, непрерывности и неподвижности мыслимого (а не
чувственно воспринимаемого) бытия. |