 |
Посидоний (Poseidonios) (около 135 до н. э., Апамея, Сирия, - 51 до н.
э., Рим), Философ-стоик, крупнейший представитель т. н. Средней Стои.
Был главой школы на острове Родос; соединил стоицизм с платонизмом. По
энциклопедизму Посидоний может быть сопоставлен с Аристотелем: он был
автором сочинений по всем разделам философии, по религии, этике,
космологии, географии, астрономии, математике, истории, риторике. До нас
дошло лишь небольшое число фрагментов из сочинений Посидония Стоическое
учение о первоогне и его превращениях Посидоний переосмыслял через
платоническую концепцию "ума" (нуса), представавшего у Посидония
одновременно и как мир идей и чисел, и как огненная пневма, из которой
расходятся по всему миру отдельные огненные смысловые зародыши всех
вещей - т. н. семенные логосы. Т. о., божество есть мыслящее огненное
дыхание. Это учение Посидония о пневматических истечениях сыграло
огромную роль в подготовке неоплатонической теории эманации. Точно так
же стоическое представление о космосе как круговороте огненного вещества
соединялось у Посидония с платоническим учением о гармонии сфер и
целесообразном музыкально-геометрически-числовом устроении космоса.
Посидоний воспринял также учение о переселении и перевоплощении душ,
связывая круговорот их рождений с периодическим воспламенением Вселенной
(мировыми пожарами).
Стоическая идея всепроникающего мирового огня и связанной с этим
всеобщей космической "симпатии", наличия всего во всем приводила
Посидония к учению о всеобщем законе природы и судьбе, которая может
быть постигнута с помощью мантики (гадания) и астрологии. Хотя судьба и
всемогуща, но мудрец посредством знания и добродетели может возвыситься
над ней. В философии истории Посидоний пытался объединить учение Гесиода
о золотом веке человечества и его постепенном возрождении и концепцию
культуры, развитую Демокритом, Эпикуром и Лукрецием: развитие ремесел,
наук и искусств окупается моральным падением, требующим вмешательства
законов и философов. |