ПОСИДОНИЙ

 

Посидоний

Посидоний (Poseidonios) (около 135 до н. э., Апамея, Сирия, - 51 до н. э., Рим), Философ-стоик, крупнейший представитель т. н. Средней Стои. Был главой школы на острове Родос; соединил стоицизм с платонизмом. По энциклопедизму Посидоний может быть сопоставлен с Аристотелем: он был автором сочинений по всем разделам философии, по религии, этике, космологии, географии, астрономии, математике, истории, риторике. До нас дошло лишь небольшое число фрагментов из сочинений Посидония Стоическое учение о первоогне и его превращениях Посидоний переосмыслял через платоническую концепцию "ума" (нуса), представавшего у Посидония одновременно и как мир идей и чисел, и как огненная пневма, из которой расходятся по всему миру отдельные огненные смысловые зародыши всех вещей - т. н. семенные логосы. Т. о., божество есть мыслящее огненное дыхание. Это учение Посидония о пневматических истечениях сыграло огромную роль в подготовке неоплатонической теории эманации. Точно так же стоическое представление о космосе как круговороте огненного вещества соединялось у Посидония с платоническим учением о гармонии сфер и целесообразном музыкально-геометрически-числовом устроении космоса. Посидоний воспринял также учение о переселении и перевоплощении душ, связывая круговорот их рождений с периодическим воспламенением Вселенной (мировыми пожарами).
Стоическая идея всепроникающего мирового огня и связанной с этим всеобщей космической "симпатии", наличия всего во всем приводила Посидония к учению о всеобщем законе природы и судьбе, которая может быть постигнута с помощью мантики (гадания) и астрологии. Хотя судьба и всемогуща, но мудрец посредством знания и добродетели может возвыситься над ней. В философии истории Посидоний пытался объединить учение Гесиода о золотом веке человечества и его постепенном возрождении и концепцию культуры, развитую Демокритом, Эпикуром и Лукрецием: развитие ремесел, наук и искусств окупается моральным падением, требующим вмешательства законов и философов.

 
   
Назад

Hosted by uCoz