|
Плотин (греч. Plotinos) (около 204, Ликополь, Египет, - 269 или 270,
Минтурне. Италия), Основатель неоплатонизма. Изучал философию в
Александрии в школе Аммония Саккаса, под влиянием которого встал на путь
примирения учений Платона и Аристотеля. В 243/244 начал преподавать в
Риме. Фрагментарные записи Плотина были посмертно изданы его учеником
Порфирием, разделившим их на шесть отделов, а каждый отдел - на девять
частей (отсюда название всех 54 трактатов Плотина - "Эннеады", т. е.
"Девятки").
В центре философии П. - диалектика трёх основных онтологических
субстанций (ипостасей) - "единого", "ума" (нуса) и "души". Плотин
впервые дал чёткий систематический анализ этой триады, фрагментарно
намеченной у Платона. Наиболее оригинальным является учение Плотина о
"едином" как трансцендентном первом начале, превышающем всё сущее и
мыслимое и предшествующем ему. Эманация - истечение. Примечательны
рассуждения Плотина о тождестве субъекта и объекта в "уме", о синтезе
индивидуального и общего в "уме" и в "душе". "Душа" для Плотина есть
нечто единое и неделимое, субстанция; в своей основе она неаффицируема и
бестелесна. Её нельзя представлять атомистически, как простую
множественность психических состояний (здесь Плотин спорил со стоиками).
В целом "душа" есть для Плотина то или иное смысловое функционирование
"ума" за его пределами, "логос ума". Плотин неизменно следовал Платону в
учении о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном
уходе на небо, об укорененности всех индивидуальных душ в единой
"мировой душе", о знании как припоминании и т.д.
Осуществленная Плотином систематизация платоновского учения легла в
основу многовековой традиции неоплатонизма. Плотин оказал значительное
влияние на средневековое философию (Августин и др.) и особенно на
мыслителей Возрождения (М. Фичино, Пико делла Мирандола), на
представителей английского (А. Шефтсбери, Дж. Беркли) и немецкого (Ф. В.
Шеллинг, Г. Гегель) идеализма, а также на И. В. Гёте и йенский
романтизм. |