|
Платон (Platon) (428 или 427 до н. э., Афины, - 348 или 347, там же),
Ученик Сократа. После смерти Сократа уехал в Мегару. В 389 отправился в
Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон
основал собственную школу - Академию. В 367 и 361 вновь посетил Сицилию
(в 361 по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего
намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как
и предыдущие попытки Платона реализовать проект идеального государства,
окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах,
много писал, читал лекции.
Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей
части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими
художественными достоинствами.
Философия Платона не изложена систематически в его произведениях,
представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией
мысли; систему Платона приходится реконструировать. Важнейшей её частью
является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде):
"едином", "уме" и "душе"; к нему примыкает учение о "космосе".
Ввел понятие идеи. "Идеи" - это предельное обобщение, смысл, смысловая
сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только
логической, но и определённой художественной структурой; им присуща
собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным
понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это
такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым
предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода
организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое
развитие первообраза приводит к уму, душе и телу "космоса", что впервые
создаёт красоту в её окончательном виде. "Космос", который в
совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец ("парадигму"),
прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических
пропорциях.
Материя для Платона - лишь принцип частичного функционирования идеи, её
сокращения, уменьшения, затемнения, как бы "воспреемница" и "кормилица"
идей. Подлинным бытием для Платона является идеальное бытие, которое
существует само по себе, а в материи только "присутствует". Материя же
впервые получает своё существование оттого, что подражает ему,
приобщается к нему или "участвует" в нём.
В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе
пифагореизма, усматривая теперь их источник в "идеальных числах", что
сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма.
Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона
диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к
единому и структурного представления целого как единораздельной
множественности. |