|
Аврeлий Марк (Marcus Aurelius) (121 - 180), римский император с 161. Сын
претора Анния Вера, Аврелий вырос в Риме в кругу, близком к императору
Адриану. В 138 усыновлён Антонином Пием. Первое время правил совместно с
Луцием Вером (умершим в 169). Стоик. Главный труд - небольшая книга "К
самому себе" ("Размышления") Этот труд древнеримского
императора-философа цитировали мыслители эпохи Возрождения; удивительной
исповедью необыкновенного человека зачитывались Вольтер, Пушкин, Рылеев,
Мицкевич, Чехов, Лев Толстой...
"Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто
каждое мгновение может оказаться для тебя последним... Самая
продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь
настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери - и сводятся
они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни
грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?..
...Кто видел настоящее, тот уже видел все бывшее и будущее... Все
однородно и единообразно. Какая частица безмерного и беспредельного
времени уделена каждому из нас? Время человеческой жизни - миг; ощущение
- смутно; строение тела - бренно; душа - неустойчива; судьба -
загадочна: слава - недостоверна: жизнь - борьба и странствие по чужбине:
посмертная слава - забвение...
Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии... Представь
себе, что ты уже умер, что жил только до настоящего момента, и
остающееся время жизни, как доставшееся тебе сверх ожидания, проводи
согласно с природой".
Марк Аврелий всегда был так чужд какого-либо искания популярности ;
после его смерти обнаружилось на каких глубоких и подлинных чувствах
держалась его популярность. Он так часто в своих “Размышлениях” вскрывал
всю тщету посмертной славы - теперь она была ему дана. По словам
Геродиана, “не было человека в империи, который бы принял без слез
известие о кончине императора. В один голос все называли его - кто
лучшим из отцов, кто доблестнейшим из полководцев, кто достойнейшим из
монархов, кто великодушным, образцовым и полным мудрости Императором - и
все говорили правду”. По отзыву Капитолина, “таково было почтение к
этому великому властителю, что в день его похорон, несмотря на общую
скорбь, никто не считал возможным оплакивать его участь ; так все были
убеждены, что он возвратился в обитель богов, которые лишь на время дали
его земле. Когда еще не кончился торжественный обряд его похорон, сенат
и римский народ провозгласили его “богом благосклонным”, чего не было
раньше и что не повторялось позже. Был воздвигнут в честь его храм,
установлена коллегия жрецов, получивших имя Антониниев. Не только ему
воздавались божеские почести, но считали нечестивцами тех, кто не имел в
своем доме его изображения”.
Со смертью Марка Аврелия умер и стоицизм. Точнее, началось бессмертие
стоицизма. |