|
Эпикур (Epikuros) (342-341 до н. э., о. Самос, - 271-270 до н. э.,
Афины), Философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую
школу "Сад" Эпикура. Из большого наследия Эпикура (около 300 сочинений)
сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.
Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о
познании). Она более не теория познания, но жизненное кредо.
Этика не гражданина, но частного лица. В этике, исходя из идей Демокрита и
киренской школы, Эпикур объявлял истинной природой человека способность
к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель
человеческой жизни - в достижении удовольствий. Удовольствие, по
Эпикуру, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом
человеке - это страсти и страх, от которых призвана излечить людей
философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического
самоограничения. Результат правильной жизни - невозмутимый покой души
(атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения,
высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.
В физике Эпикур, следуя атомистическому учению Демокрита, внес в него,
однако, существенные изменения: вихревое движение атомов заменяется у
Эпикура падением, вводится понятие "веса" атомов. Особенно примечательно
учение Эпикура о произвольном отклонении атомов от падения по прямой,
обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу
индивида (т. е. атома и человека).
В борьбе с традиционным для античной натурфилософии понятием рока Эпикур
доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных
явлений.
Источником знания Эпикур признавал ощущения и понятия, рождающиеся из
повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения. Критерий истины -
соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской
теорией истечений.
Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, Эпикур
считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в
пространствах между мирами ("метакосмии", или "интермундии") и не
вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания.
Философия Эпикура оказала значительного влияние на позднеантичную и
новоевропейскую философию. |