|
Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст,
Северная Африка, Нумидия, - 28.8.430, Гиппон, Северная Африка),
христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Прошёл
через увлечения манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С
395 епископ Гиппона. Духовному миру Августина свойствен ряд
противоречий: уникальная умственная восприимчивость и устремление к
связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика
сверхличной церковности. Онтология Августина и его учение о боге как
абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но Августин пытался заново
продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из
самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи
Декарта).
Новой чертой мышления Августина было внимание к двум проблемам, мимо
которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики
общечеловеческой истории. Первой из них посвящена "Исповедь" -
лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие Августина от
младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном
христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии
психологическим самоанализом Августин сумел показать противоречивость
становления личности. При этом личностные тенденции философии Августина
сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации
тёмных "бездн" души Августин пришёл к выводу о необходимости
божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем
самым "спасает". Проблема мистически осмысленной диалектики истории
поставлена в трактате "О граде божием", который написан под впечатлением
взятия Рима ордами Алариха в 410. Августин находил меткие слова для
критики "каиновского" духа империи, потребительски организованной
позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города
и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако
всякое насилие - от насилия над ребёнком в школе, выразительно
описанного в "Исповеди", до государственного насилия - для Августина
есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно
презрения, но неизбежно. Поэтому Августин признавал необходимость
государственной власти, им же охарактеризованной как "большая
разбойничья шайка".
Влияние Августина было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья
Августин был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии,
вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит
платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его
остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний протестантизм -
переживание им благодати. Мотивы "исповеди" в литературе сентиментализма
(Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения Августина. В
современной католической неосхоластике к Августину апеллируют мыслители,
не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма, экзистенциалисты видят в
Августине одного из своих предшественников. |