 |
Основатель киренской школы, г. Кирены, Северная Африка, Аристипп (435–355
до н.э.), следуя Протагору, учил, что ощущения ничего не говорят
о предметах внешнего мира, а соответствуют только нашим душевным
движениям и потому всегда истинны. Так как нет какого-либо внешнего
критерия для оценки душевных движений или чувствований, которые суть
троякого рода: удовольствие, неудовольствие и безразличное состояние, то
место понятия блага, центрального понятия сократовской этики, занимает
удовольствие. Наслаждение выступает, таким образом, как цель
человеческой жизни, что роднит К. ш. с эпикуреизмом. Последовательное
проведение принципа индивидуального удовольствия либо сближает
представителей К. ш. с киниками в пренебрежении к общепринятым нормам и
религиозным установлениям (Феодор), либо ведет к пессимистическому
заключению, что гедонистический идеал неосуществим в человеческой жизни,
а потому можно стремиться лишь к отсутствию страданий, то есть к смерти
(Гегесий). |