 |
Анаксагор (Anaxagoras) из Клазомен в Малой Азии (около 500 - 428 до н.
э.). Впервые профессионально преподавал философию в Афинах; обвинённый в
безбожии, переехал в Лампсак, где основал свою философскую школу. Вместе
с Эмпедоклом и атомистами выдвинул натурфилософское учение о
неразрушимых элементах - "семенах вещей" (позже их назвали гомеомериями),
которые он мыслил бесконечными по качеству и количеству.
Доказывает реальность множества и движения. Каждый из элементов также
состоит из бесконечного количества более мелких частиц, части которых
эквивалентны целому. Исходя из принципа "всё во всём", Анаксагор
объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а
всякое возникновение соединением качеств, рассыпанных по всем элементам.
Движущим принципом мирового порядка является ум (нус), организующий
элементы. Анаксагор занимался математикой и астрономией, а также
проблемами перспективы при разрисовке декораций в театре.
"Когда Перикл, Аспасия, Фидий, Анаксагор и Сократ приходили в театр
Диониса на пьесу Еврипида, - пишет В. Дюрант, - Афины могли воочию
лицезреть жизнь Греции в ее кульминации и единстве: политика, искусство,
наука, философия, литература, религия и нравственность существовали не
врозь, как на страницах хроник, но были вплетены в одну многоцветную
ткань национальной истории". |