ФРЭНСИС БЭКОН

 

Фрэнсис Бэкон

Бэкон (Bacon) Фрэнсис (22.01.1561, Лондон, — 09.04.1626, там же)Логика и методология науки. Экспериментализм. Принципиальное отличие Бэкона от мыслителей Возрождения в том, что он полностью отверг средневековую схоластику с е основным методом - аристотелевской силлогистикой.
По Бэкону, логика должна исходить "не только из природы ума, но и из природы вещей". Логика - это не просто доказательство известного, но способ открытия нового. Против телеологии. Против обобщений, не подтвержденных фактами. Человеческий ум склонен усматривать в природе больше порядка и гармонии, чем она того заслуживает. Проблема языка как средства выражения объективного содержания и связанная с ней проблема взаимопонимания. Сомнение в авторитетах прошлого. Научное объяснение всегда есть причинное объяснение. Упор на формальную причину, на формулы и математику. Индукция как отыскание формы являения в ее соединении с экспериментом и наблюдением. Индукция, по Бэкону, форма не только чувств, но и рационального познания. Преддверие гипотетико-дедуктивного метода современной науки. "Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы... И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его".
Умер от простуды, которую подхватил, набивая курицу снегом, чтобы экспериментально доказать, что охлажденное мясо лучше сохраняется.

"Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки — это Бэкон. Естествознание является в его глазах истинной наукой, а физика, опирающаяся на чувственный опыт, — важнейшей частью естествознания. Анаксагор с его гомеомериями и Демокрит с его атомами часто приводятся им как авторитеты. Согласно его учению, чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального метода. Первым и самым важным из прирождённых свойств материи является движение, — не только как механическое и математическое движение, но ещё больше как стремление, жизненный дух, напряжение, или, употребляя выражение Якоба Беме, мука [Qual] материи. Первичные формы материи суть живые, индивидуализирующие, внутренне присущие ей, создающие специфические различия сущностные силы.
У Бэкона, как первого своего творца, материализм таит ещё в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития.
Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку. Само же учение, изложенное в форме афоризмов, ещё кишит, напротив, теологическими непоследовательностями."

(К. Маркс, Ф. Энгельс. "Святое семейство". С. т.2, 2-е изд. стр. 142-143)

 
   
Назад

Hosted by uCoz