ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС

 

Фридрих Энгельс

Энгельс (Engels) Фридрих (28.11.1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 05.08.1895, Лондон). "Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и др.
Если материалистическое понимание истории Маркса направлено против философии истории, то диалектика естествознания Энгельса направлена против философии природы - против натурфилософии. "Когда естествознание, - писал Энгельс, - научится усваивать результаты, достигнутые развитием философии в течение двух с половиной тысячелетий, оно именно благодаря этому избавится, с одной стороны, от всякой особой, вне его и над ним стоящей натурфилософии, с другой - от своего собственного, унаследованного от английского эмпиризма, ограниченного метода мышления". Освободить естествознание от натурфилософии - это и было, можно сказать, главным делом жизни друга и соратника Маркса Фридриха Энгельса.
Для Энгельса, как и для Маркса, было ясно, что диалектика в истории проявляется только в форме конкретного исторического процесса. Поэтому для того, чтобы понять диалектику в истории, надо знать и понимать самое историю. Но точно так же, для того чтобы понять диалектику в природе, надо знать конкретные формы протекания природных процессов. Поэтому Энгельс к процитированному нами месту добавляет: "Но для диалектического и вместе с тем материалистического понимания природы необходимо знакомство с математикой и естествознанием"86. Именно знакомству с математикой и современным ему естествознанием посвящает Энгельс значительную часть своего времени. Без знания естествознания понять диалектику в природе невозможно.
Параллель между натурфилософией, т. е. философией природы, и философией истории совершенно определенно проводится именно Энгельсом. "Подобно натурфилософии, - пишет он в своей уже вполне "зрелой" работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", - философия истории, права, религии и т. д. состояла в том, что место действительной связи, которую следует обнаруживать в событиях, занимала связь, измышленная философами; что на историю - и в ее целом и в отдельных частях - смотрели как на постепенное осуществление идей, и притом, разумеется, всегда только любимых идей каждого данного философа".
Из-за неразвитости естествознания в XVIII и начале XIX веков целостную картину природы давала натурфилософия. И в этом было ее положительное значение. Но с середины того же XIX века целостную и систематическую картину природы уже могло дать само естествознание, причем не заполняя белые пятна умозрением, как это делала натурфилософия. А потому, как неоднократно повторяет Энгельс, от всей прежней философии остается только диалектика и формальная логика. "Как только перед каждой отдельной наукой, - писал Энгельс, - ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика.
С идеей систематической картины мира у Энгельса связана другая его идея - материального единства мира. Эта идея была, в общем-то, не новой в истории философии и науки. Так, к примеру, французские материалисты XVIII века отстаивали взгляд, согласно которому в мире нет ничего, кроме материи и ее движения. Но построить на этом систематическую картину природы не позволяла им именно неразвитость естествознания. С другой же стороны, это материальное единство достигалось ими, поскольку оно вообще достигалось, за счет редукции идеального к материальному. Иначе говоря, эти мыслители, по существу, не признавали качественного своеобразия идеального, по сравнению с материальным, т. е. не признавали своеобразия мышления, сознания, духовной культуры. Они не выводили идеальное из материального, а только сводили одно к другому.
Вывести идеальное из материального, как доказывает Энгельс, позволяет только материалистическое понимание истории. И в результате материальное единство мира - а ведь мир включает в себя не только мир природы, но и мир культуры - возможно только на основе материалистического понимания истории, которое дает основу для перехода от природы к человеческому сознанию через материальную практическую деятельность. Непосредственно, как показывает Энгельс, перейти от природы к человеческому мышлению и сознанию невозможно. В этом деятельном опосредовании материи и сознания и состоит принципиальное отличие того материализма, который развивали Маркс и Энгельс, от всего прошлого материализма, включая фейербаховский. Здесь материалистическим аналогом в прошлом была только идея субстанциального единства мышления и материи Бенедикта Спинозы. Поэтому Энгельс, по свидетельству Плеханова, не случайно считал марксизм разновидностью спинозизма.
Человек - часть природы. С этим согласен и Энгельс. Но это особая "часть", которая, как считали неоплатоники и Николай Кузанский, воплощает в себе весь Универсум, весь бесконечный Космос. Поэтому Энгельс по сути воспроизводит ту историческую традицию, в которой человек с его мышлением и сознанием трактуется как Микрокосм. Иначе говоря, человеческий дух Энгельс считает не случайным явлением, а проявлением необходимого, а на языке классической философии, атрибутивного свойства мировой материи. "...У нас есть уверенность в том, - пишет он в этой связи, - что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может- быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время".
Но что же именно понимает Энгельс под атрибутами, т. е. неотъемлемыми качествами материи? Прежние материалисты считали атрибутом материи движение. Так считали англичанин Джон Толанд и французские материалисты. Энгельс тоже считает, что движение есть способ существования материи. "Но движение материи, - пишет Энгельс, - это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение; это - теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жизнь и, наконец, сознание... Неуничтожимость движения надо понимать не только в количественном, но и в качественном смысле".
Иначе говоря, по Энгельсу, в мире постоянно сохраняется не только определенное количество движения, - это было понятно уже Декарту и Галилею, - но постоянно сохраняются и основные формы движения, которых Энгельс насчитывает всего пять: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Явление сознания Энгельс связывает только с социальной формой движения материи, т. е. с обществом. Но ни в коем случае не с биологической, как это делал прежний материализм. Правда, в середине XIX века появляется так называемый вульгарный материализм Бюхнера, Фогта и Молешотта, в котором непосредственно отождествляется идеальное с материальным, а именно с функцией телесного органа - головного мозга человека. Впоследствии, вплоть до настоящего времени, возобладало именно такое понимание "идеального". Восстановить марксовско-энгельсовское понимание идеального попытался только известный советский философ Э.В. Ильенков.

По С.Н. Мареев, Е.В. Мареева "История философии" М. Академпроект, 2003

 
   
Назад

Hosted by uCoz