ЭПИКУР

 

Эпикур

Эпикур (Epikuros) (342-341 до н. э., о. Самос, - 271-270 до н. э., Афины), Философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую школу "Сад" Эпикура. Из большого наследия Эпикура (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.
Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). Она более не теория познания, но жизненное кредо. Этика не гражданина, но частного лица. В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы, Эпикур объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни - в достижении удовольствий. Удовольствие, по Эпикуру, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке - это страсти и страх, от которых призвана излечить людей философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни - невозмутимый покой души (атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.
В физике Эпикур, следуя атомистическому учению Демокрита, внес в него, однако, существенные изменения: вихревое движение атомов заменяется у Эпикура падением, вводится понятие "веса" атомов. Особенно примечательно учение Эпикура о произвольном отклонении атомов от падения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу индивида (т. е. атома и человека).
В борьбе с традиционным для античной натурфилософии понятием рока Эпикур доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений.
Источником знания Эпикур признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения. Критерий истины - соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечений.
Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, Эпикур считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами ("метакосмии", или "интермундии") и не вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания.
Философия Эпикура оказала значительного влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.

 
   
Назад

Hosted by uCoz